Эйтор Вила Лобос родился в 1887 году, в Рио-де-Жанейро. Его отец был страстным меломаном и к тому же неплохим виолончелистом-любителем. Он научил юного Эйтора не только нотной грамоте, но и игре на многих музыкальных инструментах, что впоследствии очень пригодилось композитору. Рано лишившись отца и не встретив поддержки у матери, Эйтор в шестнадцать лет покинул родительский дом. Так начались «музыкальные университеты» Вила Лобоса, которые дали ему, вероятно, больше, нежели полный консерваторский курс сочинения. С неизменной гитарой за плечами, один или с группой бродячих музыкантов, он скитался по стране, играл в ресторанах и кино. Именно тогда он породнился с народом Бразилии, приблизился к самым истокам его музыкального творчества. Вот почему среди великого множества сочинений композитора (по некоторым сведениям, их более двух тысяч!) значительное место занимают собранные и обработанные им народные песни и танцы.
Вила Лобос творил почти во всех музыкальных жанрах (оперы, оперетта, симфонии и симфонические поэмы, балеты и различные камерные сочинения, песни, романсы, хоры, инструментальные концерты, музыка для детей). Его творчество прошло через ряд увлечений и влияний, но в лучших опусах композитор оставался подлинным бразильским художником. Это выразилось прежде всего в истинно национальном характере музыки Вила Лобоса. В этом смысле среди его многих замечательных произведений следует выделить две серии пьес под общим названием «Шоро» и «Бразильские бахианы», в которых неистощимая мелодическая фантазия великолепно сочетается с колоритной и тонкой 4 инструментовкой. «Шоро», по словам композитора, «представляет собой новую форму музыкальной композиции, синтезирующей различные типы бразильской, негритянской и индейской музыки, отражающей ритмическое и жанровое своеобразие народного искусства». Вила Лобос широко и свободно использовал не только самую ферму народного музицирования, но и состав исполнителей в этих пьесах.
Так, «Шоро» № 1 написано для соло гитары, № 8 — для оркестра и двух фортепиано, одно из которых солирует, а другое используется в качестве ударного инструмента. Все «Шоро» вместе подобны музыкальному памятнику бразильскому национальному духу и характеру, здесь воссозданы тапы и образы народных песен и танцев, звучание народных инструментов. «Бразильские бахианы» состоят из девяти сюит, каждая из которых, как и пьеса «Шоро», предназначены для разных исполнителей — например, «Бахиана» № 3 — для фортепиано и оркестра, № 5 — для сопрано и ансамбля виолончелей, № 9 — для шести голосного смешанного хора. В названии сюит угадывается дань восхищения величайшим немецким мастером, от Баха — щедрая полифоническая фактура. Вила Лобос сохраняет и формы, присущие баховским сюитам (прелюдия, хорал, фуга, жига, ария), но к ним он добавляет жанровые определения, целиком основанные на национальном характере музыки (ария из «Бахианы» № 2 — «Песня нашего края», хорал из «Бахианы» № 4 — «Песня сертано», жига, токката и фуга из «Бахианы» № 7 получили соответственно такие авторские подзаголовки — «Кадриль из глубин Бразилии’, «Музыкальное соревнование» и «Беседа»).
«Бразильские бахианы» — одно из самых национальных по идейному содержанию и его воплощению сочинений композитора. Повсеместная неустанная популяризация бразильской музыки стала жизненным кредо Вила Лoбоса в течение всего его артистического пути. Это были и авторские концерты, и концерты, в которых он дирижировал произведениями своих соотечественников. Важным событием в истории культуры страны была организация в 1945 году Бразильской музыкальной академии, первым президентом которой стал Вила Лобос. Музыкально-общественная деятельность композитора была весьма активной. В разное время он был дирижером и фольклористом, возглавлял музыкальные организации Бразилии и был ее делегатом в национальном комитете ЮНЕСКО. Вила Лобос был и ученым, ибо созданная им хоровая антология для детских музыкальных школ («Практическое руководство») оказалось своего рода энциклопедией бразильской народной музыки и поэзии. Командор ордена Почетного легиона Франции, почетный член академии «Санта Чечилия» в Риме — этими и многими другими высокими званиями и наградами отмечены заслуги Вила Лобоса. Он пользовался глубоким расположением всемирно прославленных музыкантов.
По словам Л. Сгоковского, «Эйтор Вила Лобос был одним из величайших композиторов 20 века, потому что он сумел отразить в своей музыке самые разнообразные стороны жизни своей родной Бразилии. К тому же музыка его понятна народам всех стран, так как она общедоступна». По определению Пабло Казальса, «Вила Лобос остается одной из великих фигур современной музыки и величайшей гордостью страны, которая его породила». Э. В. Лобос ушел из жизни в 1959 году.