Первая постановка балета Б. В. Асафьева Бахчисарайский Фонтан

Первая постановка балета Б. В. Асафьева Бахчисарайский Фонтан

«Мысль о балете-поэме «Бахчисарайский фонтан» Пушкина подсказана мне Н. Д. Волковым, — писал композитор. — В юности еще как историку-культуроведу и искусствоведу мне удалось много поработать над изучением эпохи Пушкина. Меня всегда интересовало: как Пушкин воспринимал окружающий мир? Когда Н. Волков натолкнул меня на мысль о музыке к «Бахчисарайскому фонтану» в плане балетного спектакля, я прежде всего был поражен, почему я сам не догадался о данной теме».

Авторов балета вдохновила одна цель: раскрыть смысл пушкинской поэмы средствами хореографии, создать произведение содержательное и действенное. «В своей работе, — отмечал Асафьев, — я стремился дать эмоционально мелодичную, ясную музыку, отправляясь от характерных для пушкинско-глинкинской эпохи интонаций, но развивал все это творчески свободно, средствами современной техники. Исключительная реалистичность пушкинской поэмы, поражающая острота и восприимчивость придает балетной классике жизненный стимул. Я считаю, что через пушкинский образ балет скорее придет к современности». Итак, стилистические особенности музыки балета отражают не столько эпоху сюжета, сколько эпоху создания поэмы — пушкинское время. Язык пушкинской лирики, ее своеобразие и одухотворенность нашли отражение и в стилистике партитуры Асафьева, в мелодическом ее материале.

Ученик Лядова и Римского — Корсакова, Асафьев явился продолжателем прогрессивных традиций прошлого. Блестящее знание законов балетного искусства обусловило драматическую цельность его партитуры и позволило сделать из «Бахчисарайского фонтана» подлинный балет-пьесу. Все образы балета получили разностороннюю обрисовку и даны в развитии. Образ Марии находится в центре сюжетных событий. Это образ исключительного обаяния светлый и хрупкий, полный задушевного лиризма, внутренней чистоты и моральной силы. Интонационная сфера Марии носит черты романсового колорита; ее музыкальный язык напоен лирической вальсовостью. Нередко композитор вводит в характеристику героини интонации польской народной музыки, польских пьес и танцев. Если в первом «польской» акте, в музыке Марии использованы подвижные ритмы, широкие пластические мелодии, то в «крымских» актах ритмическая строгость, скованность и «бесплотность» мелодии передают горькие чувства Марии-пленницы.

Музыкальный образ Заремы развернут не менее широко, чем характеристика Марии. Как и Мария, Зарема обрисована в сольных и ансамблевых сценах и законченных танцевальных номерах. Раскрывая образ красавицы-грузинки, композитор широко пользовался особенностями восточной музыки. Для интонационной стихии Заремы характерны свободная импровизация и патетический речитатив. В создании двух контрастных женских образов, в противопоставлении двух разных национальных культур Асафьев опирался на традиции русской классической оперы. Для обрисовки татар композитор использовал мелодию подлинной татарской песни. Мрачный, жесткий колорит их лейтмотива подчеркнут острыми гармоническими и оркестровыми красками и рисует образ дикой, стихийной силы. Теми же чертами проникнута и характеристика Гирея, жестокого и деспотичного властелина Крыма.

Широко и разносторонне обрисованы в балете поляки. В их музыкальной сфере нет прямых цитат, однако национальный характер композитор передает тонко и верно, используя типичные особенности польских танцев — полонеза, краковяка, мазурки. «Бахчисарайский фонтан», поставленный 22 сентября 1934 года в Ленинградском театре оперы и балета, был горячо принят публикой. Своим успехом балет обязан не только музыке, но и талантливой хореографии. Молодой балетмейстер Р. В. Захаров сумел увидеть спектакль как единое конструктивное целое и подчинил все его компоненты задаче идейно-образного раскрытия содержания. В постановке Р. Захарова танец насыщен подлинно драматической выразительностью, каждое движение оправдано психологическим подтекстом роли. Очень удачно поставлены в балете пантомимические сцены.

В «Бахчисарайском фонтане» актеры-исполнители столкнулись с развитой музыкальной и хореографической драматургией нового типа, требующей не только танцевального мастерства, но и умения создавать глубокие, психологически развивающиеся сценические характеры. Не случайно Г. С. Уланова назвала его «спектаклем, этапным для нашего балета». «После «Бахчисарайского фонтана» мне пришлось пересмотреть свои прежние работы, — говорила Уланова. — Я не могла уже просто танцевать, как танцевала раньше: всегда хочется вдохнуть живую душу в человеческие образы, возникающие на балетной сцене». Уланова была первой и поистине не превзойденной создательницей роли Марии.

Ее Мария наполнена такой значительностью и богатством внутреннего мира, что эта роль становилась центром спектакля. В «Бахчисарайском фонтане» выступали и отшлифовывали свое мастерство целые поколения исполнителей. Важной художественной вехой явилось создание образа Марии для Р. Стручковой, М. Кондратьевой, Е. Максимовой. Среди многих славных имен, связанных со сценической жизнью балета, выделяются Т. Вечеелова, А. Шелест, Н. Конюс в роли Заремы, В. Гусев в роли Гирея. Замечательный образ Заремы, образ истинной «звезды любви, красы гарема», как говорит о ней поэт, создала талантливейшая балерина наших дней М. Плисецкая.

Спектакль большой темы и высокой поэзии чувств, «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева и сегодня продолжает жить на сценах театров, обновляясь искусством молодых исполнителей.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.