Краткая биография Кароля Казимежа Курпиньского

Краткая биография Кароля Казимежа Курпиньского

В 1823 году «Вестник Европы» поместил русский перевод двух статей К. Курпиньского о западноевропейском и польском оперном творчестве. В 1827 году в Петербурге под названием «Чудесный маг, или Покойник в лицах» шла его комическая опера (в подлиннике «Шарлатан, или Воскрешение мертвых»). После встречи с ним в Варшаве в конце 1849 года М. И. Глинка писал в «Записках»: «Он был человек сведущий, и я с удовольствием беседовал с ним об искусстве». Родился Курпиньский в деревне Влошаковице (южнее Познани). Отец — сельский кантор — научил его играть на органе, познакомил с основами теории музыки и с детства внушил ему любовь к родной земле, языку и народным песням.

Мальчик делал такие успехи, что в двенадцать лет уже был назначен органистом в соседнее местечко Сарново. К этому же периоду относятся и первые творческие опыты юного музыканта. Восемь лет (1800-1808) юный Курпиньский служил в капелле уездного старосты Ф. Поляновского в небольшом городке Мошкове и принимал участие (вторая скрипка) в исполнении различных инструментальных ансамблей, в частности квартетов Моцарта и Гайдна. Вместе с Поляновским и его капеллой Курпиньский выезжал во Львов, где познакомился с операми Моцарта и ранними польскими операми.

После смерти Поляновского капелла распалась, и Курпиньский в 1810 году переехал в Варшаву, встретился там с Богуславским и был принят на работу к нему в театр в качестве второго дирижера и концертмейстера (первым дирижером был Ю. Эльснер — будущий учитель Шопена). Перед Курпиньским открылись неожиданно новые возможности, и он не замедлил ими воспользоваться: в 1811 году театр показал премьеры ранних его опер — «Две хатки» и «Дворец Люцифера». Написанные на сюжеты французских комедий, они не отличались своеобразием, но свидетельствовали о несомненном таланте композитора и усвоении им традиций Моцарта. Первая опера быстро сошла со сцены, а «Дворец Люцифера» выдержал около тридцати представлений и потом был поставлен в Дрездене, Львове, Кракове.

Настоящий успех и славу Курпиньскому принесла его трехактная историческая опера «Ядвига, королева Польши», показанная в Варшаве в 1814 году. Либретто ее написал польский историк и писатель Ю. У. Немцевич (1757-1841), в прошлом соратник Косьцюшко. Действие в опере происходит в середине 80-х годов 14 века. Следуя своему патриотическому долгу, юная королева Польши Ядвига выходит замуж за литовского князя Ягайло (Ягелло). Таким образом могущество Польского государства усилено, значительно расширена его территория за счет присоединения литовских земель, но в жертву принесена любовь.

Не будет преувеличением сказать, что ни в одной из польских опер, созданных до «Ядвиги» (а было их около ста), образ народа не получил такого яркого воплощения, как в хорах данной оперы Курпиньского. Своеобразие же музыки заключается в использовании и развитии народно-песенных интонаций. Плодом содружества Немцевича с Курпиньским были также комическая опера «Ян Кохановский в Черном Лесу» (об одном из величайших поэтов Польши эпохи Возрождения) и «трагедия с хорами» — «Збигнев».

На протяжении первых десяти лет своей работы в Национальном театре Курпиньский написал свыше двадцати музыкально-сценических произведений (оперы, оперетты, мелодрамы, балеты), а также полонезы, мазурки и другие инструментальные пьесы, сольные и хоровые вокальные сочинения. Последней оперой Курпиньского была «Цецилия Пясечиньская», которую можно считать одной из лучших польских опер, созданных до Монюшко. В ней великолепны танцевальные сцены, отличающиеся своеобразием и яркостью ритмики, интересны героические темы.

Знаменательным было участие Курпиньского в сборнике «Исторических песен» Немцевича, впервые изданном в Варшаве в 1816 году. Рылеев, высоко ценивший творчество Немцевича, в частности его «Исторические песни» (примыкавшие к жанру думы-баллады), отметил, что поэт на протяжении всей своей жизни «высокими песнями возбуждал в сердцах сограждан любовь к отечеству, усердие к общественному благу, ревность к чести народной и другие благородные чувства».

«Ревность к чести народной» была основным стимулом и для Курпиньского, в его творчестве и деятельности. После ухода Эльснера из театра в 1824 году Курпиньский возглавил его и был директором до 1840 года. Он преподавал в «Школе музыки и драматического искусства». По его инициативе была создана «Школа пения» при театре, основан в 1820 году первый польский музыкальный журнал «Музыкальный еженедельник», на страницах которого ставились вопросы развития польской оперы. Перу Курпиньского принадлежит ряд учебников, в частности «Основы фортепианной игры» и «Основы гармонии для любителей музыки».

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.