«В чужой монастырь со своим уставом не ходят«
В дореволюционной России каждый монастырь имел свой устав — свод правил, которыми руководствовались все живущие в данном монастыре. Эти правила устанавливали сами монахи и в жизни следовали только своему уставу; тот, кто приходил в монастырь, должен был подчиняться принятым здесь правилам. В гостях или где-либо не у себя дома подчиняются тем правилам, порядкам и обычаям, которые там существуют, свои порядки не устанавливают. Говорится, когда кто-нибудь, следуя своим привычкам, пытается нарушить чужие обычаи, не подчиняется принятым нормам поведения или вмешивается не в своё дело, стараясь изменить его по-своему.
Примеры из литературных произведений:
1) — Э, да вы ничего не кушаете! У нас обычай таков: никто ни за кем не ухаживает, каждый сам за собой. Но в виде исключения…— И он наложил на тарелку Серафимовича столько всякой снеди, что тот испуганно замахал руками. — Ничего, ничего! В чужой монастырь со своим уставом не ходят. А у нас устав один: до последней крошки (Р. Хигерович, «Путь писателя»);
2) — А тебе, мой друг, не следовало не в своё дело вмешиваться. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Девчонка провинилась, и я её наказала. Она моя, и я что хочу, то с ней и делаю (М. Салтыков-Щедрин, «Пошехонская старина»);
3) — Одну минуточку,— начальственно сказал Сердюк.— В чужом монастыре своих законов не устанавливают. Порядок у нас такой вошёл — выходить без разрешения нельзя (В. Попов, «Закипела сталь»).
«В чужом пиру похмелье«
Пир — торжество, праздник с большим количеством приглашённых гостей и угощением для них. На пирах подавалось очень много еды и вина. Похмелье — плохое самочувствие после выпитого накануне большого количества спиртного. Буквальный смысл пословицы таков: у кого-то (у чужих) был пир, а голова болит у того, кто там не был. Кто-то виноват, а расплачиваться за его вину приходится невиновному. Говорится, когда в каком-либо деле неприятности выпадают на долю того, кто к этому делу не имеет никакого отношения.
Пример из литературы:
Все выскочили, схватились за ружья.. Крик, шум, выстрелы; только Казбич уж был верхом и вертелся среди толпы по улице.., отмахиваясь шашкой. «Плохое дело в чужом пиру похмелье,— сказал я Григорию Александровичу, поймав его за руку: — не лучше ли нам поскорей убраться?» — Да погодите, чем кончится.— Да уж верно кончится худо. (М. Лермонтов, «Герой нашего времени»).
«Вашими бы устами да мёд пить«
Уста — рот, губы. Мёд — здесь: сладкий опьяняющий напиток из пчелиного мёда и воды с добавлением хмеля (растения, применяемого в пивоварении) и пряностей. В древности без мёда не обходилось ни одно торжество. Хорошо, если бы всё было так, как вы говорите. Говорится в ответ на добрые предсказания, предположения, слова утешения и т.п.
Примеры из литературы:
1) — Сколько за ним ни примечал, видится, что из него выйдет добрый, хороший хозяин, и не то чтоб сорить денежками, а станет беречь да копить их.— Вашими бы устами да мёд пить, Потап Максимыч, — грустно проговорила Дарья Сергеевна (Мельников-Печерский, «На горах»);
2) — Что будет из всего этого, трудно ещё сказать. Но гений века, сила вещей,— этот главный архитектор,— работает без устали над всем.. Время возьмет своё..— Вашими бы устами мёд пить! — вставая из-за стола.., сказал Вечереев (Г. Данилевский, «Девятый вал»);
3) — Всё! — Витька шлёпнул ладонью по столу и поднялся.— Осенью куплю вам новый. Решено и подписано.— Твоими бы устами…— с сомнением сказала мать (Н. Студеникин, «Меж высоких хлебов»).
«Век живи, век учись«
Век — жизнь (человека). Учиться можно в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания; познание бесконечно. Говорят в качестве доброго совета постоянно учиться или говорится в шутку, когда узнают что-либо новое, чего до сих пор не знали.
Примеры из литературы:
1) Когда воротилась Дуня и увидала шкафы со множеством книг, весело кивнула отцу миловидной головкой, тогда он, указав ей на них, сказал: — Читай, Дунюшка, на досуге, тут есть чего почитать. Хоть ты теперь у меня и обученная, а всё-таки храни старую нашу пословицу: «Век живи, век учись» (Мельников-Печерский, «На горах»);
2) Прежде всего я оглядел сапоги Павловского. По виду — сверху — советские, офицерские, они имели подошвы немецких армейских сапог, подбитых гвоздями с широкими шляпками, каблуки были охвачены металлическими подковками. Такого гибрида за три года войны я ещё не встречал — век живи, век учись (В. Богомолов, «В августе сорок четвёртого…»).