Значение крылатых выражений — Иван Не помнящий, Игрушечного дела людишки, Идти в Каноссу, Иду на вы, Иерихонские стены

«Иван не помнящий«

В царской России пойманные в Сибири беглые каторжники, желая скрыть свое настоящее имя и фамилию, просили записывать себя не помнящими родства; отсюда и возникло их прозвище «Иваны Не помнящие» (С. В. Максимов, «Сибирь и каторга», т. II, гл. 4, с. 134). Этим термином широко пользовался М. Е. Салтыков-Щедрин. Под видом Иванов Не помнящих сатирик изображал тех беспринципных, «мелко душных» литераторов, газетных дельцов, в основе литературной деятельности которых — «ненависть к принципам», «убеждениям», «вероломство и подвохи» наряду «с лестью и воскурением фимиамов». «Без идеи, без убеждения, без всякого понятия о добре и зле, Не помнящий стоит на страже руководительства, не веря ни во что, кроме пятнадцати рублей, которые приносит подписчик, и тех грошей, которые (за объявление в его газете) один за другим вытаскивает из кошеля кухарка. Он даже щеголяет отсутствием убеждений, называя последние абракадаброю и во всеуслышание объявляя, что ни завтра, ни послезавтра он не намерен стесняться никакими узами» («Мелочи жизни», 5, «Газетчик», 1886; этот же тип в «Письмах к тетеньке», 13; в «Дневнике провинциала» и др.). Войдя в литературную речь под воздействием Салтыкова, выражение приобрело значение: человек без убеждений и традиций.

«Игрушечного дела людишки«

Заглавие сатирической сказки (1880) М. Е. Салтыкова-Щедрина. Кукольный мастер Изуверов дает «игрушечного дела людишкам» — обывателям — такую характеристику:
Ума у них — нет, поступков — нет, желаний — нет, а на место всего — одна видимость, ну и возьмет тебя страх. Того гляди зарежут… Взглянешь кругом: все-то куклы! везде-то куклы! несть конца этим куклам! Мучат! тиранят! В отчаянность, в преступление вводят! Верите ли, иногда думается: господи! кабы не куклы, ведь десятой бы доли злых дел не было против того, что теперь есть!.. Настоящий человек — он вперед глядит. Он и боль всякую знает, и огорчение понять может, и страх имеет. Осмотрительность в нем есть. А у куклы — ни страху, ни боли — ничего. Живет, как забвенная, ни у ней горя, ни радости настоящей, живет да душу изнимает — и шабаш!»

«Идти в Каноссу«

Каносса — замок в Северной Италии, известный из истории борьбы светской власти с папской теократией. Генрих IV, германский император (1056—1106), вел продолжительную политическую борьбу с папой (1073—1085) Григорием VII, притязавшим на мировое господство. Решительно отказавшись подчиниться папской власти, Генрих созвал собор немецких епископов, который объявил папу низложенным (1076). Папа ответил проклятием и отлучил императора от церкви. Тогда немецкие князья, воспользовавшись таким оборотом дела, соединились для низложения Генриха. Чтобы избежать этой участи, Генрих зимой 1077 года, переправившись через Альпы в Италию, — пошел пешком в Каноссу, где тогда находился папа, чтобы принести ему покаяние. Три дня простоял он в одежде кающегося грешника перед воротами замка и униженно испросил у папы прощение. Отсюда и возникло выражение «идти в Каноссу» каяться, смиряться, идти с повинной к своему злейшему, но победившему врагу, идти на унижение перед противником.
В Германии в 70-х годов 19 века протестантская Пруссия, возглавив объединенную Германию, повела борьбу с оппозицией сепаратистов, группировавшихся вокруг «католического центра» и опиравшихся на поддержку римского папы. Правительство Бисмарка проводило в эти годы политику «культуркампфа», то есть борьбы за светскую культуру. В Германии школа была освобождена от опеки духовенства, был введен гражданский брак, иезуитские организации были запрещены и т.д. 14 мая 1872 года в рейхстаге во время дебатов по этим вопросам Бисмарк сказал: «В Каноссу мы не пойдем», после чего выражение это стало равно значущим отказу светской власти подчиниться клерикалам, а в дальнейшем — отказу подчиниться какому-либо авторитету вообще. В конце 70-х годов Бисмарк, напуганный ростом социалистического движения, объединился для подавления его с католическим центром и, таким образом, в Каноссу все-таки пошел.

«Иду на вы«

Как передает летопись, князь Святослав, не желая пользоваться выгодами неожиданного нападения, всегда заранее объявлял войну, повелевая сказать неприятелю: «Иду на вы», то есть на вас (Н. М. Карамзин, «История государства Российского»).

«Иерихонские стены. Труба иерихонская«

Выражения из библейского мифа. Евреи, по выходе из египетского плена, на пути своем в Палестину, должны были взять город Иерихон. Но стены его были так прочны, что разрушить их не было возможности. Однако от звука священных труб иерихонские стены пали сами собой, и благодаря этому чуду город был взят евреями (кн. Иисуса Навина, 6). Выражение «Труба иерихонская» употребляется в значении: громкий, трубный голос.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике Разное и отмечена метками , , , , , , . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.