Значение крылатых выражений — Благонамеренные речи, Благорастворение воздухов, Благую часть избрать, Блистать своим отсутствием, Блоху подковать

Значение крылатых выражений — Благонамеренные речи, Благорастворение воздухов, Благую часть избрать, Блистать своим отсутствием, Блоху подковать

«Благонамеренные речи«

Заглавие сборника сатирических очерков (1872—1876) М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Благонамеренность» на официальном языке дореволюционной России — верность самодержавному строю, враждебное отношение к революции.
Примеры из литературы:
Едва ли однако это избитое народническое рассуждение о «малоземельна имеет какое-нибудь научное значение, едва ли оно может годиться на что-нибудь иное, кроме как на «благонамеренные речи» в комиссии по вопросу о безболезненном шествовании отечества по правильному пути (В. И. Ленин, Экономическое содержание народничества, Соч., т. 1, с. 441).
Не подлежит, таким образом, никакому сомнению, что «благонамеренные речи» г. Р. Н. С. представляют собой лишь особый прием, попытку повлиять на правительство (или на «общественное мнение») посредством уверений в своей (или в чужой) скромности (В. И. Ленин, «Гонители земства и Аннибалы либерализма», Соч., т. 5, с. 52).

«Благорастворение воздухов«

Выражение из «великой ектеньи», молитвы, произносимой дьяконом во время обедни (литургии Иоанна Златоуста): «О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временах мирных…» «Благорастворяти» на церковно-славянском языке — хорошо соединять составные части.
Выражение употребляется в значении: тишина, мир и спокойствие; чудесная погода.
Примеры из литературы:
Воздух был недвижим; деревья в соседнем саду словно застыли: на поверхности реки — ни малейшей зыби; с другой стороны реки доносился смутный городской гомон и стук, здесь, на Выборгской, царствовала тишина и благорастворение воздухов (М. Е. Салтыков-Щедрин, «Дневник провинциала в Петербурге», 6).
— У вас в Петербурге холодно? А у нас тут, батенька мой, благорастворение воздухов и изобилие плодов земных (А. П. Чехов, «Именины», I).

«Благую часть избрать«

Выражение возникло из евангельского рассказа (Лука 10, 38—42) о двух сестрах — Марфе и Марии. Марфа была занята хлопотами по хозяйству, а Мария, избравшая «благую часть», слушала в это время поучения Иисуса. Под «благой частью» в евангелии разумеется забота о «спасении души», но выражение это вошло в литературную речь в значении: избрать лучшую долю вообще.
Пример из литературы:
— Посмотрю я на вас — благую вы часть избрали: снимаете пенки со сливок Европы, сегодня тут, завтра там (П. Д. Боборыкин, «На ущербе», 1, 2).

«Блистать своим отсутствием«

Выражение из трагедии Мари-Жозефа Шенье (1764— 1811) «Тиберий» (1819): «Брут и Кассий блистали своим отсутствием». Выражение это восходит к римскому историку Тациту, который в «Анналах» (3, 76), рассказывая о похоронах умершей в 22 г. н.э. знатной римлянки, жены Кассия и сестры Брута, говорит, что впереди похоронной процессии, по обычаю римлян, несли изображения родственников умершей, но «Кассий и Брут блистали именно благодаря отсутствию своих изображений» (Btichmann, Geflugelte Worte).
Пример из литературы:
Фомы Фомича… который был полновластным владыкою дома, — не было: он блистал своим отсутствием и как будто унес с собою свет из комнаты (Ф. М. Достоевский, «Село Степанчиково», 1, 4).

«Блоху подковать«

Выражение это в значении: проявить необыкновенную выдумку в каком-нибудь деле, перехитрив кого-либо, получило крылатость после появления рассказа Н. С. Лескова «Левша» (1881), который создан на основе народной прибаутки: «Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали».
Примеры из литературы:
В боях за Тулу фашистские танки, не дойдя сотни метров до наших окопов, не раз поворачивали и уходили, увидев, что пехота не бежит, а дожидается их. Недавно они обмазали танки глиной, чтобы их трудней было зажечь. Но хитрые туляки сумели подковать эту немецкую, блоху: они выделяли бойцов для очистки танков от глины и отлично их поджигали (Н. Богданов, «Из записок военного корреспондента», «Красная новь», 1942, VII, с. 25).
Мы должны чаще вспоминать замечательных мастеров, изобретателей из народа, самоучек. Их были тысячи… От «подковавших блоху» до тружеников солдат, выигравших многочисленные войны, которые под стать было выиграть лишь сказочным богатырям (А. Адалис, «Творцы жизни», 22 октября 1947 года).

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.