Значение крылатых выражений — Белая Арапия, Белые рабы, Белый террор, Бесплодная смоковница, Бессмысленные мечтания

«Белая Арапия«

В русском и южно-славянском фольклоре нередко встречается термин «черный арап», обозначающий негров. Старинные русские книжники отличали от «черных арапов» белокожих представителей Аравии. Путешественник начала 16 в. Ф. А. Котов говорит, что живущие в Арабской земле «арапы не черны» (В. И. Чернышев, Темные слова в русском языке, Сб. «Академия наук СССР с. 396—397). В 1833 году, когда Россия оказала военную помощь турецкому султану в его конфликте с египетским пашой, матросы Черноморского флота, двинутого в Константинополь, называли этот поход походом под «белого арапа», подразумевая арабов («Исторический вестник», 1906, V, с. 695). Фантастические рассказы о «белых арапах» и стране, где они живут — «Белой Арапии», долгое время ходили в народе.
В романе Тургенева «Новь» (гл. 19) старая няня рассказывает «про всякие новости: про Наполеона, двенадцатый год, про антихриста и белых арапов». Раешник, показывавший на сельской ярмарке картины в «райке» (примитивной панораме), делал такое пояснение: «А эфто, господа, город Китай, в Беларапской земле на поднебесной выси стоите (А. Левитов, Соч., т. I, 1884, с. 16). Таким образом, «Белая Арапия стала синонимом легендарной, неведомой страны фантастических рассказов.

«Белые рабы. Белые негры«

Выражение «белые рабы», иногда заменяемое у нас выражением «белые негры», в Англии применялось, по аналогии с неграми, эксплуатируемыми плантаторами, к рабочим больших промышленных предприятий, эксплуатируемым капиталистами. На континенте выражение распространилось с 1845 года, когда Ф. Энгельс в 6-й главе книги «Положение рабочего класса в Англии» писал: «Гуманные тори были правы, называя фабричных рабочих белыми рабами (white slaves)» (К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч. 1930, с. 470). В том же 1845 году выражение это подхватил немецкий беллетрист Адольф Вильком, выпустивший роман «Белые рабы». Выражение это прочно вошло в обиход писателей-социалистов. Позднее оно стало обозначать всякого эксплуатируемого кем-либо.
Пример из литературы:
Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя тех законов, которые уже есть. Это чувствует даже само правительство (которое хорошо знает, что делают помещики со своими крестьянами и сколько ежегодно последние режут первых), что доказывается его робкими и бесплодными полумерами в пользу белых негров (В. Г. Белинский, Письмо к Гоголю 15 июня 1847 года).

«Белый террор«

В 1815 году во Франции после «ста дней» и последовавшей за ними реставрации Бурбонов были составлены проскрипционные списки лиц, способствовавших возвращению с острова Эльбы и новому воцарению Наполеона. Начались массовые аресты революционеров и бонапартистов. «По Франции… прокатилась волна «белого террора», как тогда же было (впервые в истории) названо это движение» (Е. В. Тарле, Талейран, М. 1939, с. 144). Отсюда «белый террор» — систематическое массовое истребление контрреволюцией руководителей и участников революционного движения.
Пример из литературы:
Одновременно с конституционным манифестом самодержавия начались самодержавные предупреждения конституции. Черные сотни заработали так, как не видывала еще Россия. Вести о побоищах, о погромах, о неслыханных зверствах так и сыплются из всех концов России. Господствует белый террор (В. И. Ленин, «Приближение развязки», Соч., т. 9, с. 419).

«Бесплодная смоковница«

Выражение возникло из евангельской легенды (Матф., 21, 19) о том, что Иисус, увидев при дороге смоковницу, подошел к ней, но, не найдя плодов, сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла.
Выражение это употребляется, когда речь идет о бездетной женщине, а также о ком-нибудь, чья деятельность бесплодна.
Пример из литературы:
…буржуазная экономика превратилась в бесплодную смоковницу (Д. Заславский, «Фельетоны» 1949, с. 74).

«Бессмысленные мечтания«

Слова Николая II из его речи к представителям дворянства, земств и городов, произнесенной в 1895 году. В этой речи Николай, между прочим, сказал: «Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель». Речь Николай читал по записке, вложенной в круглую барашковую шапку, которую он держал в руках. От волнения он, вместо «несбыточными мечтаниями», как стояло в тексте написанной для него речи, прочел «бессмысленными мечтаниями» (Полн. собр. речей имп. Николая II, 1894—1896, СПБ. 1906, с. 7; «Николай И. Материалы для характеристики личности и царствования», М. 1917, с. 56—57).
Фраза «бессмысленные мечтания» скоро приобрела большую популярность. Широкое распространение в массе списков получила тогда же «Песенка», в которой Николай, обращаясь к «коноводам демагогии», «санкюлотам из Твери», говорит:
За благие пожелания Вас я всех благодарю,
Но бессмысленны мечтания
Власть урезать мне, царю.
(«Голос минувшего», 1918, I—III, с. 184.)
Примеры из литературы:
Студенты Петербурга, Москвы, Киева, Риги и Одессы, как видно из их листков и прокламаций, начали понимать всю «бессмысленность мечтаний» об академической свободе при беспросветном рабстве народа (В. И. Ленин, «Начало демонстраций», Соч., т. 5, с. 296).
Мы предостерегали либералов от тех «бессмысленных мечтаний», которым они начали поддаваться после первых же шагов правительства в духе «нового курса», мы разоблачали всю заведомую лживость правительственных посулов (В. И. Ленин, «Признаки банкротства», Соч., т. 6, с. 63).
Уже тогда… весьма заметен был буржуазный характер умственного перелома, пережитого в то время некоторой частью нашей интеллигенции, увлекшейся перед этим, — правда не очень надолго, — учением Маркса… Тогда возможны были такие «мечтания», которые представляются теперь совершенно «бессмысленными» огромнейшему большинству кандидатов на должность буржуазных идеологов (Г. В. Плеханов, О книге М. Гершензона «Исторические записки», Соч., т. XXIII, с. 35—36).
… старуха вытащила из-за пазухи заветный мешочек на шнурке… извлекла из него билет коммунистической партии Венгрии и показала его Ракоши… И тогда каким смешным и далеким показался мне позабытый с золотым друшлаком на голове, в горностаевой шубе без рукавов, австро-венгерский царь, который впрягал мать этой свободной мадьярки в свою походную поролку и всыпал ей горячих для вытрезвления от «бессмысленных» мечтаний (Л. Леонов, «Венгерская весна», «Правда», 31 марта 1948 года).

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике Разное и отмечена метками , , , , , , . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.