Значение крылатых выражений — Ахиллесова пята, Базар житейской суеты, Базаровщина, Балалайкин

«Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна«

Герои повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики» (1835), простодушные, наивные обыватели, нежные супруги, ведущие безмятежное, «растительное» существование. Имена их стали нарицательными для людей подобного типа.
Пример из литературы:
И покуда Афанасии Иванычи с Пульхериями Ивановнами занимаются комнатным растениеводством, мы должны готовить жнецов, которые сумели бы и косить сегодняшние плевелы, и жать завтрашнюю пшеницу (В. И Ленин, «Что делать?» Соч., т. 5, с. 425).

«Ахиллесова пята«

В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) — один из самых сильных и храбрых героев; он воспет в «Илиаде» Гомера. Послегомеровский миф, переданный римским писателем Гигином, сообщает, что мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс; окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение «Ахиллесова (или Ахиллова) пята» употребляется в значении: слабая, уязвимая сторона у кого-либо.
Примеры из литературы:
Ахиллова пята Оуэна (одного из социалистов-утопистов 19 века) не в ясных и простых основаниях его учения, а в том, что он думал, что обществу легко понять его простую истину (А. И. Герцен, «Былое и думы», 6, 16, «Роберт Оуэн»).
Негодность формулы тов. Мартова состоит в том, что всякий и каждый может объявить себя членом партии, всякий оппортунист, всякий праздноболтающий, всякий «профессор» и всякий «гимназист». Эту ахиллесову пяту своей формулировки тов. Мартов тщетно пытается заговорить посредством таких примеров, когда не может быть и речи о само зачислении себя в члены, об объявлении себя членом (В. И. Ленин, «Шаг вперед два шага назад», Соч., т. 7, с. 251).

«Базар житейской суеты«

Под таким заглавием был переведен на русский язык в 1853, 1873 и 1885 годах роман английского писателя Теккерея (1811—1863) «Ярмарка тщеславия», в котором сатирически изображено буржуазное общество.
Пример из литературы:
Теперь ему предстоит обозреть умственным оком базар житейской суеты (М. Е. Салтыков-Щедрин, «В среде умеренности и аккуратности, Господа Молчалины»).

«Базаров. Базаровщина«

По имени Базарова, героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862), так называют тех представителей разночинно-демократической интеллигенции 60-х годов 19 века, которые, вступив в резкую идеологическую борьбу с либерально-дворянской интеллигенцией предшествующего поколения, полемически заостряли проявление своего материалистического миросозерцания. Крайности их мировоззрения (узкий практицизм, грубый материализм, отрицание искусства и т.п.). обозначают словом «базаровщина».
Примеры из литературы:
«Если, говорит Писарев, — базаровщина — болезнь нашего времени, то и ее придется выстрадать». Ну и довольно. Болезнь эта к лицу только до окончания университетского курса; она, как прорезывание зубов, совершеннолетию не пристала (А. И. Герцен, «Еще раз Базаров. Письмо первое»).
… у Печориных есть воля без знания, у Рудиных — знание без воли, у Базаровых есть и знание и воля. Мысль и дело сливаются в одно твердое целое (Д. И. Писарев, «Базаров»).

«Балалайкин«

Тип продажного адвоката-авантюриста, увлекающегося самым процессом вранья, созданный М. Е. Салтыковым-Щедриным в очерках «В среде умеренности и аккуратности» (1873—1878) и в «Современной идиллии» (1877—1883). Имя его стало нарицательным для либерального, продажного краснобая.
Примеры из литературы:
Послушать кадетских балалайкиных из «Речи» — сочувствие их Толстому самое полное и самое горячее. На деле, рассчитанная декламация и напыщенные фразы о «великом богоискателе» — одна сплошная фальшь, ибо русский либерал ни в толстовского бога не верит, ни толстовской критике существующего строя не сочувствует (В. И. Ленин, Лев Толстой, как зеркало русской революции, Соч., т. 15, с. 179—180).
… Дума должна раскрыть глаза народу на все приемы того организованного хищничества, того систематического, беззастенчивого разграбления народного достояния кучкой помещиков, чиновников и всяких паразитов… Разъяснить это с думской трибуны, значит помочь народу в борьбе за «народную свободу», о которой так много говорят Балалайкины российского либерализма (В. И. Ленин, Дума и утверждение бюджета, Соч., т. 12, с. 270).

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике Разное и отмечена метками , , , , , . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.