Краткая биография Франсуа Жозефа Госсека

Франсуа Жозеф Госсек родился в 1734 году, в семье крестьянина, в селении Верньи (Бельгия), музыкальное образование получил в певческой школе при кафедральном соборе Антверпена. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Париж и с помощью Ж. ф. Рамо быстро завоевал авторитет. Его карьера началась в одном из лучших оркестров Европы — в оркестре известного мецената Лa Пуплиньера, — репертуар которого включал лучшие достижения итальянской и мангеймской симфонических школ. Это способствовало появлению первых симфонических опытов Госсека и дальнейшую ревностную приверженность музыканта этому жанру. Композитором создано шестьдесят симфоний и концертных симфоний, а также около пятидесяти других инструментальных форм (квартетов, трио, увертюр и т.п.), написанных как в манере итальянских, мангеймских мастеров, так и в духе французского инструментализма.

Интенсивная концертная практика (Госсек служил также в капелле графа Конти) породила у композитора идею основания в 1769 году нового концертного общества «Концерты любителей». С 1773 по 1777 год он руководил также старейшей концертной организацией «Духовные концерты». Французский музыкант не мог пройти мимо ведущего жанра своего времени и написал большое количество комических опер. Среди них — «Мнимый лорд», «Алексис и Дафна», «Рыбаки», «Туанон и Туанетта», «Сельский праздник». Правда, в этой области ему нелегко было соперничать с выдающимися мастерами — Гретри и Монсиньи. Для новых поколений Госсек остался мастером инструментальной музыки и особенно — крупнейшим композитором Французской Республики. В последнее десятилетие 18 века, в годы французской революции, Госсек создал немало ярких композиций на патриотическую тему, которые положили начало новым музыкальным жанрам: массовой революционно-патриотической песне и траурному маршу («Песнь 14 июля», ‘Траурный марш»).

Большую роль в музыкальной жизни революции сыграл монументальный Те Deum для двух тысяч исполнителей. Для этих церемоний Госсек постоянно писал музыку: апофеоз «Дароприношение Свободе» — по случаю свержения монархии; оперу «Триумф Республики» — на казнь короля; «Гимн Верховному существу», «Дифирамб Федерации», «Гимн Свободе», хор «Пробудись, народ!» и др. Своим творчеством этих лет композитор внес заметный вклад в процесс интонационного и образного обновления французской музыки и воздействовал не только на музыкальный язык, но и на само художественное мышление композиторов 19 века.

В 1789 году по инициативе Госсека в Париже возникла Королевская школа пения и декламации, которая затем была преобразована в Национальный музыкальный институт (1793) и в консерваторию (1795). На протяжении десяти лет Госсек был ее профессором и инспектором. Вместе с коллегами он работал над учебниками по музыкально-теоретическим предметам, создавая методическую базу учебного цикла. Он был серьезно увлечен новым видом деятельности, отдавая ему много времени и сил. Однако в первые же годы Реставрации восьмидесятилетний композитор-республиканец был отстранен от работы в консерватории (вместе со своим соратником Б. Сарретом). Не помогли никакие проявления общественного протеста. Госсек уединился в пригороде Парижа, в Пасси, где и умер в 1829 году.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике Разное. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.