Краткая биография Харви Вана Клиберна

Харви Лаван (уменьшительное — Ван) Клиберн родился на юге Америки, в небольшом городке Шривпорте штата Луизиана. Отец его был служащим нефтяной компании. Первоначальные музыкальные знания он получил у своей матери, Рильдии Брайен-Клиберн, одаренной пианистки, концертировавшей в различных городах Юга и занимавшейся музыкальной практикой. Уже в раннем детстве проявились несомненные музыкальные способности Вана. Первое же публичное выступление мальчика в шестилетнем возрасте принесло ему успех. В двенадцать лет он становится победителем музыкального конкурса в Хьюстоне, крупнейшем городе штата Техас, куда переехали его родители, и завоевывает право выступить в открытом концерте в сопровождении симфонического оркестра. Это выступление, прошедшее с блеском, убедило родителей дать сыну профессиональное музыкальное образование. Однако средств для поездки в Нью-Йорк или Филадельфию не было: обучение в любой музыкальной школе стоило очень дорого. И лишь пять лет спустя, когда Вану исполнилось семнадцать лет, он получил возможность поступить в знаменитую Джульярдскую школу музыки в Нью-Йорке.

Джульярдская школа была старейшей музыкальной школой страны, большими традициями и по характеру и объему обучения она приближалась к европейским консерваториям. Здесь преподавали крупнейшие музыкальные педагоги США. Клиберну повезло: его взяла в свой класс Розина Левина, в прошлом замечательная пианистка, воспитанница Московской консерватории, ученица В. И. Сафонова, близко знавшая Рахманинова и Игумнова. Чуткий и вдумчивый педагог, Левина сумела развить дарование молодого пианиста. Под ее руководством Клиберн изучил обширный репертуар, расширил исполнительский кругозор, овладел многими секретами профессионального мастерства. В 1954 году он получил диплом об окончании Джульярдской школы. Долгое время пианист не мог найти применения своему таланту. Для того чтобы завоевать успех у публики, нужны были концертные залы и реклама. Обращения Клиберна в концертные организации, в фирмы грамзаписи оставались без ответа. И он играет в ресторанах, участвует в местных конкурсах, иногда удается выступить в концертах. Но случайные выступления не давали средств к существованию и, главное, не открывали возможности для творческой деятельности.

Осенью 1957 года, когда в Джульярдскую школу пришел проспект конкурса имени Чайковского, Розина Левина сразу вспомнила о Клиберне. Молодой пианист, потерявший всякие надежды на успех, ответил вначале отказом. Однако по настоянию Левиной вскоре начал интенсивно готовиться к участию в ответственном соревновании. Успех сопутствовал Клиберну с первого тура. Но только после его выступления с концертами Чайковского и Рахманинова стало ясно, какое огромное дарование заключено в молодом музыканте. Решение жюри было единодушным: первое место завоевал Ван Клиберн. В дни конкурса печать отмечала каждое выступление американского пианиста. «Я считаю В. Клиберна гениально одаренным пианистом, — писал С. Рихтер. — Его победа на таком трудном конкурсе по праву может быть названа блистательной». «Это исключительно талантливый музыкант, чье искусство привлекает глубокой содержательностью, технической свободой, гармоническим сочетанием всех качеств, присущих самым большим художникам фортепиано», — отмечал П. Владигеров.

После триумфальных гастролей по Советскому Союзу Клиберн возвратился на родину. Победа в Москве открывала перед ним широкие творческие перспективы. Америка встретила Клиберна как национального героя. На нью-йоркском аэродроме его ждали представители печати, радио и телевидения. Он получил поздравление от президента США и приглашение в Белый дом. В его честь был организован парад и устроен торжественный прием у мэра города. Мэр Нью-Йорка официально объявил 20 мая «Американским днем музыки». Городские власти Нью-Йорка установили также две ежегодные премии: одну — для лучшего молодого музыканта, вторую — для его учителя. Эта премия была вручена Розине Левиной. Перед пианистом были теперь открыты двери концертных залов Нью-Йорка, Вашингтона, Филадельфии. Клиберн стал настоящей американской сенсацией. Америка как будто стремилась компенсировать артисту годы нужды и отчаяния. Ему предлагали выгодные ангажементы, крупнейшие фирмы грамзаписи наперебой заключали контракты, его имя засветилось в огнях ночной рекламы, замелькало на многочисленных афишах.

В июне 1958 года прошла серия выступлений Клиберна в Западной Европе: Лондон, Париж, Брюссель. Он становится ведущим солистом одной из влиятельных концертных фирм США — Колумбийской артистической компании. В последующие годы Клиберн также много путешествует, «география» его концертных поездок расширяется. Он гастролирует по городам Франции, Италии, Англии, Португалии; знакомится с художественными сокровищницами Европы, с современной европейской музыкальной культурой. Клиберн в своем искусстве многогранен. Обладая природным артистизмом, феноменальной виртуозностью, он наделен также необычайной музыкальностью, тонкой художественной интуицией, способностью «жить» в музыке. Приверженность к романтической традиции является одной из характернейших черт его творческого облика. Нельзя не отметить также отчетливо проступающий в искусстве пианиста русский элемент. Уже на первых выступлениях на конкурсе многих поразила близость его исполнения русской школе. Особенно ощутимым было воздействие пианизма Рахманинова, ярко проявлявшееся в характере мелодизма, в особенностях отдельных трактовок, наконец, в самом мироощущении художника (несомненно, здесь сказалось мощное педагогическое влияние Розины Левиной, сумевшей воспитать в своем ученике верность традициям великих русских мастеров).

Г. Г. Нейгауз говорил, что Клиберн напоминает ему молодого Рахманинова, а Г. М. Коган очень образно писал о соотношении индивидуальностей обоих пианистов:»… точки соприкосновения между тем и другим нащупывались без труда, начиная с внешних данных (рост, громадность рук) и кончая удивительной распевностью, искренностью, сердечностью, а с другой стороны — мощью, напористой динамикой игры. Генетическая связь Клиберна с Рахманиновскими традициями несомненна; недаром он так любит Рахманинова, недаром так — едва ли не более всего — прославился исполнением его Третьего концерта». Репертуар пианиста обширен и разнообразен. Ему доступен широкий диапазон композиторских стилей, от классических до самых современных. В его программах звучат Бах и Моцарт, Шопен, Шуман и Брамс, Лист и Грог, Мак-Доуэлл и Барбер. Но едва ли не самые блистательные творческие удачи Клиберна — на «русской почве» и связаны с именами Чайковского, Рахманинова, Прокофьева. Наиболее значительны в его интерпретации Второй и Третий концерты Рахманинова, Первый концерт Чайковского, концерты и сонаты Прокофьева, ранние произведения Скрябина.

С 1962 года в техасском городе Форт-Уорте проводится конкурс пианистов имени Клиберна. Это — первый международный конкурс в США. По предложению Клиберна помимо сольной программы каждый из претендентов выступал на конкурсе и в камерном ансамбле. Среди первых лауреатов премии Клиберна были советские пианисты Н. Петров и М. Воскресенский. Щедрое, общительное, оптимистическое искусство Клиберна снискало ему множество почитателей в Советском Союзе. Каждый его концерт, каждая новая пластинка отмечены многочисленными откликами в печати.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике Разное. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.