«Сорок тысяч братьев«
Выражение из трагедии Шекспира «Гамлет», действие 5, явление 1, слова Гамлета у гроба Офелии, обращенные к ее брату Лаэрту: «Я любил ее, как сорок тысяч братьев любить не могут». В комедии А. Н. Островского «Лес» (4,6) эту фразу Гамлета цитирует актер Несчастливцев. Употребляется шутливо в значении: очень сильно.
Примеры из литературы:
Отлетаев был глуп, как сорок тысяч братьев (А. П. Чехов, «Двадцать девятое июня»).
Встречал я Новый год у одного своего старинного приятеля и нализался, как сорок тысяч братьев (А. П. Чехов, «Ночь на кладбище»).
«Союз нерушимый республик свободных«
Начало государственного гимна СССР. Слова Сергея Михалкова и Эль-Регистана, музыка А. В. Александрова (1883-1946). Гимн начал исполняться с 1 января 1944 года.
«Сражаться с ветряными мельницами«
Выражение употребляется в значении: бесплодно бороться с воображаемыми препятствиями, как Дон Кихот, принявший ветряные мельницы за великанов (см. Дон Кихот).
Пример из литературы:
Иванов. Голубчик, не воюйте вы в одиночку с тысячами, не сражайтесь с мельницами, не бейтесь лбом о стены (А. П. Чехов, «Иванов»).
«Средний человек«
Выражение это, по видимому, восходит к учению бельгийского статистика Адольфа Кетле (1796-1874), опубликовавшего в 1835 году в Париже свою работу «Социальная физика». Согласно учению Кетле, «носителем всех средних качеств, которые могут встречаться у людей», является «средний человек». Этот «средний человек», слагаемый из разрозненных средних черт — физических, нравственных, интеллектуальных, — является истинным и неизменным типом. Сохранение его поддерживается мировыми законами, над которыми человечество не властно. Всякие уклонения от этого «среднего человека», или, по теории Кетле, искажения этого типа, являются «ошибками природы». Социальная физика, по замыслу Кетле, пытается установить законы сохранения типа «среднего человека». Выражение «средний человек», получив крылатость, употребляется в значении: простой человек, типичный представитель основной народной массы.
«Сродство (родство) душ«
Выражение возникло из романа Гете «Wahlverwandschaft-еп» (1809). Заглавие романа — химический термин для обозначения причины химического соединения элементов (Wahlverwandschaften — буквально: сродство по избранию). Гете впервые употребил его в переносном значении для определения отношений между людьми — «сродства душ». Еще в 1799 году в письме к Шиллеру Гете писал о «нежном химическом сродстве», которым страсти «притягиваются и отталкиваются, соединяются, нейтрализуются, вновь разъединяются и восстанавливаются». Выражение употребляется как характеристика духовной близости.
Примеры из литературы:
— Почему я с вами, с вовсе мне незнакомым человеком, так неожиданно разговорился, господь ведает!.. Не вследствие же родства наших душ! (И. С. Тургенев, «Гамлет Щигровского уезда»).
В 1842 году сортировка по сродству давно была сделана, и наш стан стал в боевой порядок лицом к лицу со славянами (А. И. Герцен, «Былое и думы»).
«Ставка на сильных«
Выражение царского премьер-министра П. А. Столыпина. Выступая 5 декабря 1908 года в Государственной думе с речью по аграрному вопросу, он сказал: «Необходимо… когда мы пишем закон для всей страны, иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых… Убогими и пьяными Столыпин назвал крестьянскую бедноту, остававшуюся в общине, с интересами которой при отводе хуторов совершенно не считались и которая не имела средств для устройства на новом месте.
«Старая гвардия«
Выражение это употребляется как характеристика испытанных, опытных деятелей на каком-либо поприще. Восходит оно к наименованию отборных частей войск Наполеона. Французская гвардия была в 1807 году разделена на «старую» и «молодую»; «старая гвардия», в состав которой входили испытанные в боях лучшие солдаты и офицеры, игравшая крупную роль в наполеоновских войнах, была окружена ореолом «непобедимости».
Примеры из литературы:
Оба (Леденев и Корчагин) были типичные представители молодой и старой гвардии большевиков. У одного — большой жизненный и политический опыт, годы подполья, царских тюрем, потом — большой государственной работы, у другого — пламенная юность и всего лишь восемь лет борьбы, могущих сжечь не одну жизнь (Н. А. Островский, «Как закалялась сталь»).