«Пуля — дура, штык — молодец«
Афоризм великого русского полководца А. В. Суворова из написанного им в 1796 году руководства для боевой подготовки войск «Наука побеждать» (1-е изд. 1800 год): «Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, как негде взять. Стреляй редко, да метко; штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля — дура, штык — молодец». Несколько иначе эта же мысль выражена Суворовым в другом афоризме: «Штыком может один человек заколоть троих, где и четверых, а сотня пуль летит на воздух» («Заветы Суворова»).
«Пуп земли«
В талмудическом фольклоре в центре мира находится Палестина, в центре Палестины — Иерусалим, в центре Иерусалима — храм, в центре храма — святое святых (алтарь), а в центре него — камень перед ковчегом завета. С этого камня, который бог бросил в море, началось мироздание. По другой версии, бог закрыл этим камнем отверстие бездны, водного хаоса. Это средневековое представление встречается и в памятниках древней русской литературы — в «Беседе трех святителей», в «Хождении в Иерусалим игумена Даниила». В духовном стихе «О книге голубиной» говорится, что в Иерусалиме — «пуп земли». Переносно выражение «пуп земли» употребляется иронически, как характеристика кого-нибудь, кто неосновательно считает себя центром, основной силой чего-либо.
«Пуститься во все тяжкие«
Большие колокола в древней Руси назывались «тяжкая». Характер колокольного звона, т.е. когда и в какие колокола следовало звонить, определялся «Типиконом» — церковным уставом, в котором выражение «ударять во вся тяжкая» означало: ударять сразу во все колокола. Отсюда и возникло, ставшее поговоркой, выражение: «пуститься во вся тяжкая», которое употребляется в значении: сбиться с правильного жизненного пути, начать безудержно предаваться кутежам, разврату, мотовству и т.п.
Примеры из литературы:
Сашета пустилась между тем, как говорится, во вся тяжкая — и уж не то чтобы, как прежде, в свободное время чайком позабавиться, нынче она норовит в укромном местечке насчет перцовки пройтись (А. И. Левитов, «Типы и сцены сельской ярмарки»).
Только тогда, наконец, и вздохнули мужики, когда Антонию, очевидно, надоело прикидываться святошею и он опять пустился во вся тяжкая (В. Г. Короленко, «Современная самозванщина»).
«Пусть ненавидят — лишь бы боялись«
Выражение из трагедии римского писателя Акция (170 — 104 до н. .) «Атрей». Светоний сообщает, что это изречение любил повторять римский император Калигула.
«Путевка в жизнь«
Название кинофильма пр сценарию (1931) Н. Экка и А. Столпнера. Содержание кинофильма — путь беспризорников от грабежей и убийств к труду и исправлению. Выражение «путевка в жизнь» употребляется в значении: все, что дает право на жизнь, на полезную деятельность. Интересно отметить, что А. И. Герцен употребляет выражение «подорожная в жизнь»: «Юноша, получивший диплом… принимает его за акт освобождения от школы, за подорожную в жизнь…»
Пример из литературы:
Завтра рукопись будет отослана в Ленинград в культпроп обкома. Если там дадут книге «путевку в жизнь», ее передадут в издательство (Н. А. Островский, «Как закалялась сталь»).
«Пушечное мясо«
Выражение это, характеризуя циничное отношение к ценности человеческой жизни вообще, употребляется главным образом в значении: «солдаты, посылаемые на убой». Самым ранним литературным источником, в котором оно встречается, является политический памфлет Шатобриана (1768—1848) «О Бонапарте и Бурбонах», опубликованный после вступления союзных войск в Париж в 1814 году. Призывая к реставрации династии Бурбонов, Шатобриан подробно останавливается на темных сторонах наполеоновского режима. Он утверждает, что при Наполеоне призывы на военную службу были не только исключительно жестоки, но и сопряжены с чудовищным произволом. «Презрение к человеческой жизни и к Франции, — пишет он, — достигло такой степени, что новобранцев называли сырьем и пушечным мясом». Мысль эта не нова. Шекспир в «Короле Генрихе IV» (1, 4, 2) вложил в уста Фальстафа выражение: «пища для пороха».
Пример из литературы:
— Он хлопочет об улучшении человеческой породы, и в этом отношении мы для него только рабы, мясо для пушек, вьючные животные (А. П. Чехов, «Дуэль»).