Значение крылатых выражений — История мидян темна и непонятна, Иудин поцелуй, Иудушка Головлев, Ищите женщину

Значение крылатых выражений — История мидян темна и непонятна, Иудин поцелуй, Иудушка Головлев, Ищите женщину

«Исторический путь — не тротуар Невского проспекта«

Цитата из статьи Н. Г. Чернышевского о книге Г. Кэре «Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных штатов» (1861): «…постоянно через всю гражданскую жизнь каждого человека тянутся исторические комбинации, в которых обязан гражданин отказываться от известной доли своих стремлений для того, чтобы содействовать осуществлению других своих стремлений, более высоких и более важных для общества. Исторический путь — не тротуар Невского проспекта; он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри. Кто боится быть покрыт пылью и выпачкать сапоги, тот не принимайся за общественную деятельность. Она — занятие благотворное для людей, когда вы думаете действительно о пользе людей, но занятие не совсем опрятное» (Полн. собр. соч., т. VII, 1950, с. 922—923). Необходимо отметить, что в силу цензурных условий Чернышевский писал «общественная деятельность», подразумевая деятельность политическую.

«История мидян темна и непонятна«

Фраза из устного рассказа И. Ф. Горбунова (1831—1895), сохранившегося в записи одного из его современников. Учитель истории диктует в классе: «История мидян… история… мидян… точка и подчеркнуть. С новой строки: введение в историю мидян… Точка и подчеркнуть. С красной строки: история мидян… история мидян… темна и непонятна… темна и непонятна. С красной строки: конец истории мидян. Точка и подчеркнуть» (Павел Шереметев, Отзвуки рассказов И. Ф. Горбунова, СПБ. 1901, с. 98). Фраза цитируется как шутливая характеристика малосодержательного, бестолкового рассказа о чем-нибудь.

«Иудин поцелуй«

Выражения возникли из евангельской легенды о предательстве одного из двенадцати учеников Иисуса — Иуды Искариота; своего учителя он предал за тридцать сребреников иудейским первосвященникам; приведя стражу в Гефсиманский сад, где находился Иисус, Иуда сказал, что того, кого он поцелует, нужно взять, и тотчас подошел к Иисусу и поцеловал его (Матф., 26, 48—49; Марк, 14, 44; Лука, 22, 47). Имя Иуды стало синонимом предателя; выражение «Иудин поцелуй» употребляется в значении: предательский поступок, лицемерно прикрытый проявлением любви, дружбы.
Примеры из литературы:
— Виновата ли ж я, что у нас на каждом шагу Иуду встретишь, который тебя целует, а сам тут же продает ни за грош! (А. Н. Островский, «На бойком месте»)
Эта республика обеспечила ему (французскому буржуа) все, во имя чего некогда, — он направо и налево расточал иудины поцелуи и с легким сердцем предавал свое отечество в руки первого встречного хищника (М. Е. Салтыков-Щедрин, «За рубежом»).

«Иудушка Головлев«

Герой романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» (1875) — Порфирий Владимирович Головлев; за подхалимство, алчность, лицемерие, ханжество и бессердечность был прозван братьями Иудушкой.

«Ищите женщину«

Выражение это употребляется (часто по-французски: «Cherchez la femme»), когда хотят сказать, что виновницей какого-либо события, бедствия, преступления оказывается женщина. Крылатым оно стало благодаря роману Александра Дюма-отца (1802—1870) «Могикане Парижа», переделанному им в одноименную драму (1864). Слова эти в «Могиканах Парижа» (в романе ч. III, гл. 10 и И, в пьесе — д. 2, 16) являются излюбленной поговоркой парижского полицейского чиновника. Дюма использовал выражение, которое действительно употреблял получивший большую известность чиновник французской полиции Габриэль де Сартин (1729—1801). Мысль этого выражения не нова. Самый ранний вариант его встречается у римского поэта Ювенала (ок. 43—113 н.э.); в 6-й сатире он говорит, что «едва ли найдется тяжба, в которой причиной ссоры не была бы женщина». В романе Ричардсона (1689—1761) «Чарльз Грандисон» (1753), в 24-м письме читаем: «За этими происками кроется женщина». Во 2-й главе романа И. С. Тургенева «Рудин» (1855) женоненавистник Пигасов по поводу любого несчастья спрашивает: «Как ее зовут?»
Пример из литературы:
— У каждого из нас женщина есть мать, сестра, жена, друг, у Лаевского же она — все и притом только любовница. Она, то есть сожительство с ней, — счастье и цель его жизни; он весел, грустен, разочарован — от женщины; жизнь опостылела — женщина виновата; загорелась заря новой жизни, нашлись идеалы — и тут ищи женщину (А. П. Чехов, «Дуэль»).

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.