«Змий-искуситель«
Выражение употребляется в значении: соблазнитель; восходит к библейскому мифу о том, как змий, «мудрейший из всех зверей, сущих на земле», соблазнил Еву вкусить запретного плода от древа познания добра и зла, за что она и Адам были изгнаны из рая (Бытие, 3).
Пример из литературы:
А Медный только и ждет, его ухода, чтобы явиться в виде змия-искусителя к этой новой Еве. Он предлагает ей дорогую шаль (М. Е. Салтыков-Щедрин, Рецензия на «Чужую вину» Ф. Н. Устрялова).
«Знамение времени«
Выражение, возникшее из евангелия (Матф., 16, 1—4), употребляется в значении: общественное явление, типичное для данного времени.
Примеры из литературы:
В словах его для княгини было много любопытного; она опознавала по ним знамения времени и духа общества в столице, в которую снаряжалась (Н. С. Лесков, «Захудалый род»).
«Золотая молодежь«
Так называют богатую аристократическую молодежь, мотающую деньги, прожигающую жизнь. Первоначально это было прозвищем парижской контрреволюционной молодежи, группировавшейся после 9 Термидора (1794) вокруг Фрерона (1754—1802), одного из вождей термидорианской реакции. Возглавляемая Фрероном «золотая молодежь» преследовала последних монтаньяров. В своем журнале «Orateur du peuple» 30 января 1795 года Фрерон говорит, что прозвище «золотая молодежь» возникло в якобинских кругах. Французский романист Франсуа Ксавье Пажес (1745—1802) ввел его во 2-ю часть вышедшей в начале 1797 года «Секретной истории французской революции». Потом оно было забыто, но после 1824 года благодаря историческим работам Минье, Тьера, Тибодо и Прюдомма вновь вошло в широкое обращение. Впоследствии политический смысл этого выражения утратился. Интересно отметить, что Жан-Жак Руссо в романе «Новая Элоиза», 11, 16 (1761) употребил выражение «Homme dore» — «золоченый человек» (Btich-mann, Gefliigelte Worte).
Примеры из литературы:
Райский, кружась в свете петербургской золотой молодежи… заплатил обильную дань поклонения… красоте (И. А. Гончаров, «Обрыв»).
— Вронский — это один из сыновей графа Кирилла Ивановича Вронского и один из самых лучших образцов золоченой молодежи петербургской (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина»).
«Золотая середина«
Так говорят о каком-нибудь решении, образе действий, чуждом крайностей, риска. Выражение, это, «aurea rnedio-critas», из 2-й книги од римского поэта Горация (10, 5).
Примеры из литературы:
В людях золотой середины вы не найдете никаких крайностей: в них нет ни злодейства, ни величия; их добродетели и поступки не бросаются в глаза; все окрашено у них одной серой краской, не режущей глаза (Н. В. Шелгунов, «Письма о воспитании»).
Он (один из героев пьесы «Калиновая роща» А. Корнейчука) постепенно облюбовал себе, так сказать, «середняцкую» установку, утвердился на такой «философии», которую в прежнее время, пожалуй, назвали бы философией «золотой середины» и которая оказывается несовместимой с законами нашей жизни (В. Ермилов, «Поэтическая комэдия»).
«Золотое руно. Аргонавты«
В древнегреческих мифах рассказывается, что герой Язон отправился в Колхиду (восточное побережье Черного моря) добывать золотое руно (золотую шкуру барана), которое охраняли дракон и быки, извергавшие из пасти пламя. Язон построил корабль «Арго» (быстрый), по имени которого участники этого, по преданию первого, дальнего плавания древности были названы аргонавтами. С помощью волшебницы Медеи Язон, преодолев все препятствия, благополучно завладел золотым руном. Первым, изложившим этот миф, был поэт Пиндар (518—442 до н. э,). Золотым руном называют золото, богатство, которым стремятся овладеть; аргонавтами — смелых мореплавателей, искателей приключений.
Пример из литературы:
Компания, обыгравшая гусара… была в восторге и оставалась в полном убеждении, что нашла для себя в симбирском помещике Язоново золотое руно (В. Крестовский, «Петербургские трущобы»).