«Зеленый шум«
Выражение из стихотворения Н. А. Некрасова «Зеленый шум» (1863):
Идет-гудет Зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную.
Как облако: все зелено,
И воздух и вода…
К выражению «Зеленый шум» Некрасовым сделано примечание: «Так народ называет пробуждение природы весной». Образ «зеленого шума» поэт заимствовал из статьи ботаника и этнографа проф. М. А. Максимовича (1804—1873) «Дни и месяцы украинского селянина» («Русская беседа», 1856). Приведя песню украинских девушек, в которой встречается выражение «Зеленый шум», Максимович дает объяснение, почему весенний шум зовется в народе зеленым: «Так в этом зеленом шуме девчат отозвался Днепр, убирающийся в зелень своих лугов и островов, шумящий в весеннем разливе своем и дающий тогда полное приволье рыболовству.
В одно весеннее утро я видел здесь, что и воды Днепра, и его песчаная Белая коса за Шумиловкою, и самый воздух над ними — все было зелено. В то утро дул порывистый горишний, т. е. верховой ветер; набегая на прибрежные ольховые кусты, бывшие тогда в цвету, он поднимал с них целые облака зеленоватой цветочной пыли и развевал ее по всему полуденному небосклону» (И. С. Абрамов, Происхождение стихотворения Некрасова «Зеленый шум», 1935, с. 476—477). Украинское фольклорное выражение «зеленый шум», ставшее крылатым по стихотворению Некрасова, употребляется в значении весеннего ветра, шумящего в деревьях, вообще весны.
Примеры из литературы:
За озером долго сверкала зарница. В лиственном лесу от легкого ветра впервые был слышен зеленый шум (М. Пришвин, «Календарь природы, Первый зеленый шум»).
Лесоводы считают, что лес вырастает тогда, когда смыкаются кроны. Отдельные деревья превращаются в лес. Опыт отдельных колхозников, отдельные удачи созданы у нас на единой почве, на почве советского строя, новой, советской науки. Отдельные удачи, все увеличиваясь в количестве, передаются от бригады к бригаде, от колхоза к колхозу. Удачи смыкаются. Вырос новый колхозный лес удач. Зеленый шум новой, советской культуры стал музыкой нашего времени (В. Шкловский, «Лес смыкается», 26 октября 1950 года).
«Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приидите княжить и владеть нами«
Древний русский летописец сообщает, что новгородские славяне обратились к варягам (норманнам) с такими словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет; да поидите княжить и володеть нами» («Летопись по Ипатьевскому списку», СПБ 1871, с. 11). На этот призыв откликнулись три брата — Рюрик, Синеус и Трувор, — ставшие первыми русскими князьями. Легенда о призвании трех братьев князей — норманнского происхождения. По сказанию западноевропейской хроники, бритты обратились к норманнам с такими же словами. Русский летописец, целью которого было доказать законность княжеской династии, укрепившейся в Киеве в XI веке, то есть династии Ярослава, выводившей себя от Рюрика, применил эту легенду к русским условиям, «чтобы доказать, что династия была призвана якобы по воле народа, что призвание это было целесообразным и даже необходимым для прекращения среди славян «усобиц». Ранняя смерть Синеуса и Трувора делает Рюрика единым представителем власти в Новгороде и, следовательно, устраняет соперничество других династий» (История СССР, т. I, С древнейших времен до конца 18 века, под ред. акад. Б. Д. Грекова).
Примеры из литературы:
Стремление молодых людей — моих сверстников — за границу напоминало искание славянами начальников у заморских варягов. Каждый из нас точно так же чувствовал, что его земля (я говорю не об отечестве вообще, а о нравственном и умственном достоянии каждого) велика и обильна, а порядка в ней нет (И. С. Тургенев, «Литературные и житейские воспоминания, Вместо вступления»).
Всю ее (группу белоэмигрантов-литераторов) тайно и явно объединяет только одно желание: чтоб исчезли большевики, а русский рабочий народ поклонился им «страдающим между собою» за него, — поклонился и попросил: «Придите княжить и володеть нами». Напрасное ожидание — не поклонится, не попросит! (М. Горький, «О белоэмигрантской литературе»).
«Златой телец«
Выражение употребляется в значении: золото, богатство, власть золота, денег. Возникло из библии, из рассказа о тельце, сделанном из золота, которому евреи, странствуя в пустыне, поклонялись как богу (Исход, 32).
Примеры из литературы:
Автор хотел представить развратному, эгоистическому, обоготворившему златого тельца обществу зрелище страданий несчастных (В. Г. Белинский, «Парижские тайны», роман Эженя Сю).
Маркс повел
разить войною классовой
золотого, до быка
доросшего тельца.
(В. Маяковский, «Владимир Ильич Ленин».)
«Злачное место«
Выражение возникло из «заупокойной» молитвы: «Упокой душу раба твоего в месте светле, в месте злачне, в месте покойне»; здесь, как и в библии (Псал. 22), «злачное место» значит: приятное, спокойное, всем изобильное место. Но чаще это выражение употребляется иронически, в противоположном значении; особенно же часто в значении: место пьянства и разврата.
Примеры из литературы:
Он уносился мысленно в место злачно, в место покойно, где нет ни бумаг, ни чернил, ни странных лиц, ни вицмундиров, где царствует спокойствие, нега и прохлада (И. А. Гончаров, «Обыкновенная история»).
Между печкой и дверями вешалка, на спицах которой висит целый ряд тряпичный: шинели, шубы, халаты, накидки разного рода… на всем этом виднеются клочья ваты и дыры, и много в том месте злачнем и прохладнем паразитов, поедающих тела плохо кормленного бурсака (Н. Г. Помяловский, «Зимний вечер в бурсе»).
С Николаем Максимовичем Пустохиным приключилась беда… он невзначай напился пьян и в пьяном образе, забыв про семью и службу, ровно пять дней и ночей шатался по злачным местам (А. П. Чехов, «Беда»).
«Злоба дня«
Выражение употребляется в значении: интерес данного дня и вообще данного времени, волнующий общество. Возникло из евангелия.
Примеры из литературы:
…моя деятельность почти исключительно посвящена злобам дня (М. Е. Салтыков-Щедрин, «Письма к тетеньке»).
Когда у нас злобою дня бывает, например, отставка ректора или декана, то я слышу, как он, разговаривая с молодыми сторожами, называет кандидатов (А. П. Чехов, «Скучная история»).