«Дом построишь на песке«
Выражение возникло из евангельской притчи о «человеке безрассудном», построившем «дом свой на песке». Вскоре, когда пошел дождь и подул ветер, дом разрушился (Матф., 7, 26—27). Выражение это употребляется, когда говорится о чем-нибудь непрочном, необоснованном.
Примеры из литературы:
Что касается интервенционистских упований буржуазной интеллигенции, то надо признать, что они оказались, — пока,по крайней мере, — домиком, построенным на песке (И. В. Слалин, «Новая обстановка — новые задачи хозяйственного строительства», Соч., т. 13, с. 71).
Все расчеты гитлеровцев на улучшение своего хозяйственного и военного положения за счет Кубани провалились с треском, они оказались построенными на песке (П. Селезнев, «На Кубанской земле»).
«Домострой«
«Домострой — памятник русской литературы 16 века, выявляющийся сводом житейских правил и нравоучений. Правила эти, написанные в шестидесяти с лишним главах, опирались на прочно выработанное мировоззрение, сложившееся под воздействием церкви. Сказались в «Домострое» и хозяйственные идеалы его составителей. «Домострой» учит, «како веровати», «како царя чтити», «како жити с женами и с детьми и с домочадцами», нормирует домашнюю жизнь и хозяйство. Идеалом всякого хозяйства, по «Домострою», является скопидомство, которое должно помочь приобрести богатство, что достижимо только при условии единовластия главы семьи. Муж, по «Домострою», — глава семьи, господин жены, и «Домострой» подробно указывает, в каких случаях он должен побить жену, и т.п. Отсюда слово «домострой» получило значение: консервативный, косный уклад семейной жизни, мораль, утверждающая рабское положение женщины.
Примеры из литературы:
— Вот Домострой живой, — сказала дама. — Какое дикое понятие о женщинах и браке! (Л. Н. Толстой, «Крейцерова соната»).
— Старшая хотела на Бестужевские курсы, — отговорили… Младшая увлекалась театром и была бы, скажу я вам, первокласснейшей актрисой… С большого ума отговорили, даже грозили… Словом, — домострой, в наш-то век (А. Н. Толстой, «Хмурое утро»).
«Дон Жуан«
Волокита, человек, проводящий жизнь в любовных приключениях, подобно герою старинной испанской легенды, носящему это имя. Мировая литература насчитывает более ста произведений, сюжетом для которых послужила легенда о Дон Жуане; из них наиболее известны: пьеса испанского драматурга Тирсо де Молина (1572—1648) «Севильский соблазнитель» (1630) и комедия Мольера «Дон Жуан» (1665). В русской литературе эта легенда обработана А. С. Пушкиным (драма «Каменный гость», 1839) и А. К. Толстым (поэма «Дон Жуан», 1859). На сюжет этой легенды написана опера Моцарта «Дон Жуан» (1787), получившая широкую популярность в 19 веке.
Примеры из литературы:
Одна моя знакомая недавно вышла замуж; так у мужа-то… обязательств (жениться) оказалось четыре… Сусанна. Со мной ничего этого не будет: мой жених не Дон Жуан (А. Н. Островский, «Красавец-мужчина»).
… подгулявшее обер-офицерство… делало донжуанские набеги на «слободку» (А. П. Чехов, «Поцелуй»).
«Дон Кихот Рыцарь печального образа«
Герой романа испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547—1616) «Славный рыцарь Дон Кихот Ламанчский» (1605—1615); первый русский перевод 1769 год: «Неслыханный чудодей, или Удивительные и необычайные приключения странствующего рыцаря Дон Кишота». Бедный дворянин Дон Кихот, старый и одинокий чудак, лишенный чувства действительности, начитавшись старинных рыцарских романов, вообразил себя странствующим рыцарем. Вооружившись заржавленным мечом и щитом, он берет себе в оруженосцы крестьянина Санчо Пансо, обещав ему богатство и славу, избирает, по рыцарскому обычаю, «даму сердца» — Дульцинею Тобосскую, — так называет он простую крестьянку Альдонсу, — и, взобравшись на тощую клячу, Росинанта, отправляется на подвиги во имя своей дамы. Потеряв способность отличать действительность от фантастического мира, созданного его воображением, Дон Кихот играет смешную и жалкую роль: сражается с ветряными мельницами, принимая их за великанов; желая заступиться за обиженных, он заступается за преступников и т.п. Рыцарем печального образа» называет Санчо Пансо своего избитого, украшенного синяками господина. Имя Дон Кихота стало нарицательным; так называют фантазера, оторванного от жизни, вступающего в борьбу с реальным или кажущимся злом, но не учитывающего трезво своих сил, не сознающего, что борьба его бесполезна и что он вызывает у всех только насмешки. «Его имя, — писал И. С. Тургенев, — стало смешным прозвищем даже в устах русских мужиков. Мы в этом могли убедиться собственными ушами» (статья «Гамлет и Дон Кихот»). От имени Дон Кихот происходят слова: «донкихотство», «донкихотизм», «донкихотствовать»; в старинном произношении: «донкишотствовать», то есть вести себя как Дон Кихот. Последнее слово, повидимому, введено Г. Р. Державиным («Фелица», 1782):
Храня обычаи, обряды,
Не донкишотствуешь собой.
Примеры из литературы:
— Он — Дон Кихот, упрямый фанатик, маньяк (А. П. Чехов, «Соседи»).
— Мой приятель — человек немного безвольный, как все мы, немножко мечтатель, а вообще — человек не хуже других. Конечно — Дон Кихот, кстати — Дон Кихоты встречаются на Руси не только среди культурных людей, у нас в народе, в массе, сколько угодно донкихотизма! (М. Горький, «Жалобы».)
«Драконовские законы«
Так называют непомерно суровые законы по имени Дракона, первого законодателя Афинской республики (VII в. до н.э.). В ряду наказаний, определяемых его законами, видное место будто бы занимала смертная казнь, которой карался, например, такой проступок, как кража овощей. Существовало предание, что законы эти были написаны кровью (Плутарх, «Солон»). В литературной речи выражения «драконовские законы», «драконовские меры, наказания» укрепились в значении суровых, жестоких законов.