Гортинские законы (англ. Gortyna Code) — свод древнегреческих законов V века до н. э. с острова Крит, высечен на каменной стене. Одним из наиболее знаменательных явлений, связанных с процессом становления греческого полиса (Полис — городская гражданская община, особая форма организации общества, характерная для античного мира. Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов т.н. «города-государства». Полисное устройство в Греции складывалось в Архаический период), было появление сначала в отдельных городах, а позднее — почти повсеместно, писаных законов.
Традиция донесла до настоящего времени имёна законодателей архаической поры — это Ликург в Спарте, Залевк в Локрах Эпизефирских, Харонд в Катане, Фидон в Коринфе, Филолай в Фивах, Драконт и Солон в Афинах, Питтак в Митилене, Оксил в Элиде, Андродамант в городах Халкидики и другие. Аристотель (Аристотель — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на физическую сторону мира имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли), давая обзор ранних греческих законодательств, подразделяет их на два вида.
В первую группу он включает те законодательства, которые были направлены в первую очередь на изменение существующего государственного строя, но вместе с тем содержали и другие законоположения, касающиеся жизни общества. К числу таких законодательств, имеющих характер всеобъемлющей конституционной реформы, Аристотель относит прежде всего законы Ликурга и Солона. Другие законодатели, как правило, ограничивались введением отдельных законов, регулирующих отношения собственности, прежде всего, земельной, а также другие сферы общественной жизни, не затрагивая при этом основ существующего государственного строя.
Часть из них, по-видимому, состояла из предписаний и запретов, с помощью которых законодатель стремился решить те или иные проблемы социально-экономической жизни полиса. Такой закон не предусматривал каких-либо конкретных наказаний для нарушителей. Очевидно, это можно рассматривать как отголосок так называемого обычного права, при котором степень наказания не предусматривалась действующими нормами, но определялась индивидуально в каждом конкретном случае.
Другая часть законодательств этой группы имеет более чётко выраженную практическую направленность. Это по существу законодательные кодексы, созданные для нужд текущего судопроизводства, предусматривающие разные виды преступлений и нарушений и определяющие конкретные наказания по каждому из них. Самым значительным законодательным памятником Греции является надпись из Гортины (на острове Крит (Крит — самый большой греческий остров. Расположен в южной части Эгейского моря. Крит был центром Минойской цивилизации (2600 — 1400 гг. до н. э.), которая считается древнейшей в Европе.)), представляющая самый обширный и подробно разработанный кодекс законов.
Гортинские законы были обнаружены итальянским археологом Федерико Хальберром в 1884 году. Учёный нашёл надписи, состоящие из двенадцати столбцов текста, вырезанные на каменной стене круглого в плане здания, над которым в римское время был сооружён театр. Вероятно, древнейшее строение представляло собой гортинский дикастерий, то есть общественный суд.
Надпись датируется временем около середины V в. до н.э. Это законодательство было не первым в Гортине. Вблизи того же здания найдены фрагменты других надписей с записью текстов законодательного характера. Эти надписи могут быть отнесены к концу VII — началу VI в. до н.э. Сличение указанных фрагментов с надписью V в. до н.э. показывает, что позднейшая надпись повторяет многие положения древнейших законов, представляя собою, видимо, расширенный и несколько переработанный вариант законодательства, восходящего к архаическому (Архаический период — VII — нач. V в. до н. э. Термин возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном, декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка) периоду.
Древние авторы отмечали, что Крит с древнейших времён был известен своими законами. О древности критских законов сообщает Аристотель. По его словам, дорийцы, пришедшие на остров из Лаконики (Лаконика — историческая область в Древней Греции. В древности была заселена лелегами до середины 2-го тысячелетия до н. э. Затем коренное население было вытеснено ахейцами и позже, к 1-му тысячелетию до н. э. дорийцами, которые основали в Лаконике город-государство Спарта. Жителям Лаконики (спартанцам) приписывается краткость изложения и немногословность речи — лаконичность.), нашли на Крите уже сложившуюся систему законодательства и переняли её у местного населения, а спартанский законодатель Ликург позднее заимствовал её для Спарты.
Древнегреческий историк Эфор особо выделяет два критских города — Ликт и Гортину — где в наиболее чистом виде сохранились древние законы, восходящие, возможно, еще к царю Миносу (Минос, Миной (др.-греч. Mivux;) — мифический царь Крита, на которого перенесены многие факты, известные древним из истории этого острова за последние два века до Троянской войны. Сын Зевса и Европы. Написал законы для критян, по преданию, получая их от Зевса в пещере. После смерти Минос стал судьёй в Аиде — царстве мёртвых. Позднегреческая трактовка образа Миноса (царь, законодатель, судья, глава морской державы) настолько возобладала над архаическими чертами, что Минос стал восприниматься как полуисторическое лицо, тем более, что археологические раскопки на Крите дают некоторые основания сопоставить мифы о Миносе с историей острова XV-XVII вв. дон. э.).
Существует теория, что причиной ранней кодификации права на Крите, как и в других местах, где складывались первые греческие законодательства, была внутренняя нестабильность, социальные смуты, вызванные в числе прочего тем, что нормы обычного права уже не соответствовали изменившимся условиям жизни и новым потребностям общества. Аристотель сообщает о борьбе аристократических кланов, в которой принимало участие и рядовое население острова. Следствием этих неурядиц нередко было смещение должностных лиц (космов), а иногда и полная отмена порядка. Возможно, намёк на подобные потрясения, предшествовавшие принятию нового законодательства, содержится и в Гортинской надписи. В одном из пунктов говорится о некоем более раннем законодательстве, принятом в то время.
В этих условиях пересмотр существующих законов и, видимо, внесение в них каких-то корректив, попытка упорядочить общественные отношения, урегулировать возникший конфликт в интересах определённого социального слоя. Можно полагать, что именно в этом состояло назначение всех законодательств, созданных в Греции в период становления полиса. Многие характерные черты Гортинских законов свойственны также ряду других сводов древнегреческого законодательства архаического периода. Так, в гортинском законодательстве детально разработаны нормы частного права, но при этом нет никаких установлений конституционного характера — законодатель не пытался пересмотреть существовавшую систему государственного управления рассматривая, прежде всего, нормы семейного, наследственного и некоторые вопросы имущественного права.
Интересна архаическая организация семьи, брака и наследования, совмещающаяся со сравнительно развитыми имущественными отношениями. Законы направлены на сохранение имущества внутри семьи, из-за этого стимулируются браки между родственниками. Уголовное право разработано слабо: в частности, отсутствуют статьи о наказании за убийство. В этом можно усмотреть один из пережитков родового строя, когда убийство рассматривалось как дело, интересующее, прежде всего, родственников убитого, а не общество в целом. Как черту, общую для этой группы законодательств, можно рассматривать стремление законодателей к выработке точной юридической терминологии, что отличает вообще писаные законы от обычного права.
Ещё одной характерной чертой гортинского законодательства является конкретность в определении наказания за каждое правонарушение. Постановления различают 4 категории участников процесса:
свободных граждан гетерии;
апетайров — не членов гетерии;
крепостных войкеев; рабов.
Рабы и крепостные также защищаются законом, как имущество, принадлежащее их хозяевам. Решение судьи в спорных ситуациях зависит от показаний свидетелей, причём количество последних зависит от тяжести преступления. Если свидетели отсутствуют, то судья опирается на показания сторон, заверенные клятвой. Таким образом, гортинские законы по ряду существенных признаков примыкают к одному из направлений в раннем греческом законодательстве, сохраняя при этом некоторые своеобразные черты, обусловленные спецификой социально-экономического уклада критского общества. Гортинские законы являются одним из важнейших и наиболее полных памятников древнегреческого законодательства.
Материал будет дополняться…