Мария Биешу родилась в крестьянской семье в небольшом молдавском селе Волонтировка. Молдавский край богат своими песнями и прекрасными исполнителями. Очень музыкальной была и семья Биешу: пели и отец, и сестры, но первой певуньей в селе слыла мать Марии — Тикяна Степановна. От нее унаследовала девочка свой редкий по красоте голос и горячую любовь к народной песне. Смотры самодеятельных коллективов — городские, районные, республиканские, неизменно приносившие Марии призовые места, заставляли задуматься о профессиональном обучении. Решающим в этом отношении оказался состоявшийся весной 1956 года в столице Молдавии Республиканский смотр художественной самодеятельности. Творческая комиссия рекомендовала юную участницу самодеятельности в консерваторию. Мария поступила в класс известной в Молдавии камерной певицы Сусанны Лукьяновны Зарифьян. Много упорного труда, волевых усилий, терпения, таланта потребовалось Марии, чтобы за короткий пятилетний консерваторский срок пройти путь от начинающей с азов робкой студентки-первокурсницы до солистки Кишиневского театра оперы и балета. Молодая певица осваивает не только чисто академический вокальный репертуар, но продолжает петь и молдавские народные песни. Летом 1957 года на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве она покорила слушателей темпераментным, естественным исполнением народной молдавской музыки.
Увлеченность народным искусством привела М. Биешу в ансамбль народной музыки «Флуераш». За два года работы с этим коллективом, бережно хранящим и продолжающим традиции молдавских музыкантов-лэутаров, Мария объездила различные города Советского Союза. В 1961 году Мария Биешу окончила консерваторию по классу П. Ботезат с квалификацией «оперная и камерная певица». Экзаменационная комиссия высоко оценила успехи талантливой выпускницы, а председатель комиссии профессор Московской консерватории В. Мержанов оставил в протоколе следующую запись: «Биешу — прирожденная артистка. На редкость одаренная, заставляющая слушать себя. Очень красивый, ровный голос. На меня она произвела сильное впечатление». В августе того же года Биешу была принята в Кишиневский театр оперы и балета. Числившаяся лишь в третьем составе, Мария самостоятельно работала над партией Тоски, не имея сценических и оркестровых репетиций и не надеясь в скором времени выйти на сцену. И вдруг обе исполнительницы главной роли не смогли петь на премьере. Спасать спектакль пришлось Марии. Успех превзошел все ожидания. Рецензенты единодушно признали в дебютантке прирожденную оперную актрису, отмечали ее огромные творческие потенции.
Характер Тоски привлекает певицу страстным темпераментом, контрастом эмоциональных проявлений. Талантливая актриса, непосредственная и импульсивная, Тоска способна мгновенно воспламеняться то вспышками ревности, то страстными порывами, но может быть трогательно-нежной, очаровательно-лукавой. Такой рисует Биешу свою Тоску в I акте. Интуитивная единомышленница вольнолюбивого художника Марио Каварадосси, Тоска может позволить себе капризы лишь до тех пор, пока не встречается с серьезными испытаниями. В полной драматизма сцене со Скарпиа из II действия, когда за стеной слышатся стоны жестоко пытаемого возлюбленного, героиня Биешу концентрирует все лучшие свойства своей души и становится живым воплощением протеста против насилия, тирании. В лирических сценах исключительная выразительность, теплота и проникновенность голоса певицы производят незабываемое впечатление. Драматические эпизоды в исполнении Биешу потрясают своей трагической силой. Тоска открывает в творчестве певицы галерею разнообразных героинь (Мими, Чио-Чио-сан, Турандот), импонирующих Марии своей человечностью, искренностью. Музыка Пуччини созвучна Биешу открытой эмоциональностью, широтой распевных мелодий, рассчитанных на высокое певческое мастерство, на искусство бельканто, которым в совершенстве владеет молдавская певица.
Начинается полнокровная артистическая жизнь Марии. В ее биографии происходят события, одно значительнее другого: участие и победы в сложных и ответственных международных конкурсах, стажировка в Италии, первые выступления на главных оперных сценах страны — в Большом театре и в Ленинградском имени С. М. Кирова. За период с 1962 по 1970 год ею было спето девять партий. Роли, порученные артистке сразу же после Тоски, — Чио-Чио-сан, Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского), Аурелия («Аурелия» Д. Гершфельда) определили три основных направления ее творческих устремлений: итальянская опера (из зарубежных опер Биешу отдает предпочтение созданиям именно итальянских мастеров), русская опера — преимущественно Чайковского, а также оперы советских композиторов. Первой русской оперой, в которой пела Мария Биешу, был «Евгений Онегин». После исполнения партии Татьяны в Кишиневе Мария спела ее на сцене Большого театра. Приглашение Биешу в столичный театр было наградой за ее успешное выступление в том же 1964 году на Московском фестивале молодых оперных певцов страны. В последующие годы Мария Биешу неоднократно пела на сцене Большого театра, выступая партнершей его лучших мастеров: Е. Нестеренко, И. Архиповой, В. Атлантова, Е. Образцовой, Т. Милашкиной.
Через год Биешу выступила еще в одной опере Чайковского — в «Пиковой даме». Музыка Чайковского, и романсовая, и оперная, привлекает артистку своей лиричностью, глубоким психологизмом, большим эмоциональным накалом. В образе Татьяны М. Биешу подчеркивает глубину, сердечность чувств, чистоту помыслов. В ее героине ощутим прочный нравственный стержень. Мария Биешу точно чувствует процесс развития образа, его узловые моменты. Такова, в частности, сцена письма Татьяны — одна из вершин искусства Биешу, где певица достигает удивительной экспрессии, раскрывает многообразные, искренние чувства своей Татьяны, ее сомнения и надежды. Героиня Биешу из «Пиковой дамы» привлекает цельностью, страстностью натуры. Она сосредоточивает все свои душевные силы на идее спасения Германа от нравственной гибели. Трагический исход судьбы Лизы воспринимается как закономерный результат ее тщетной борьбы за душу и жизнь любимого. 1965 год принес в Молдавию радостную весть: Мария Биешу командируется в Милан, общепризнанную «столицу оперы», для двухгодичной стажировки в прославленном театре «Ла Скала». Изучение оперных партий под руководством маэстро Э.Пьяцца (ученика и ассистента Тосканини), музыканта огромной культуры, знатока лучших исполнительских традиций.
С ним Мария приготовила на языке оригинала четыре ведущие партии в итальянских операх — «Тоске» и «Чио-Чио-сан» Пуччини, «Трубадуре» и «Аиде» Верди. Летом, когда оперный сезон в «Ла Скала» прерывается, Мария приехала на родину и в июне 1966 года приняла участие в одном из самых авторитетных конкурсов мира — III Международном конкурсе им. П. И. Чайковского, впервые включившем в соревнование и вокалистов. Биешу на этом конкурсе стала лауреатом III премии и обладательницей бронзовой медали. Член жюри конкурса, известный американский певец Джордж Лондон выразил свои впечатления следующими словами: «Глубоко тронул меня красивый и теплый, ровный во всех регистрах голос Марии Биешу. Одаренная певица покоряет душевной открытостью, эмоциональностью, темпераментом, которые полностью подчинены ее воле». Народная артистка СССР И. Архипова отмечала «необыкновенно женственный и теплый голос» конкурсантки, «самый красивый по тембру среди участниц». Прошло меньше года, и Мария Биешу стала абсолютной победительницей конкурса на лучшее исполнение партии Чио-Чио-сан в Токио. Многих прекрасных певиц, создательниц образа прелестной мадам Баттерфляй слышал на своем веку Пуччини. Интерпретацию одной из них — японской певицы Миуры Тамаки (1884—1946) — считал превосходной.
Японцы увековечили память соотечественницы учреждением в 1967 году конкурса на лучшую Чио-Чио-сан мира. Из тридцати четырех участниц, представлявших двадцать стран Азии, Европы, Америки и Африки, лучшей исполнительницей была единодушно признана молдавская певица. Свой успех Мария Биешу восприняла не только как личную победу, но и как международное признание советской вокальной школы. Это подтвердилось и тем, что другая участница — Ламара Чкония завоевала вторую премию. Партия Чио-Чио-сан становится неразрывно связанной с именем Марии Биешу. Так же как «Тоска», опера «Чио-Чио-сан» с участием Биешу записана на пластинку, по обеим операм сняты телефильмы. Чио-Чио-сан, созданная искусством Марии Биешу, — воплощение вечной, неиссякаемой женственности, изящества, трогательной простоты и естественности. Душевная драма юной гейши передается актрисой постепенно, с точной психологической мотивировкой каждого момента сценического действия. В I действии молоденькая японка предстает перед нами лучезарной, светящейся безграничной радостью. «Счастливее меня не найти во всей Японии и во всей вселенной», — поет юная героиня, и сам характер интонирования, жесты, мимика не оставляют никакого сомнения в этом. С большим мастерством и чуткостью проводит Биешу сцену с консулом Шарплесом в следующем акте.
Молодую женщину уже точат сомнения, но она не в силах отказаться от веры в счастье и справедливость, веры, составляющей ее жизненную опору. Мягко, с почтительной церемонностью, но настойчиво Чио-Чио-сан уводит течение беседы из «опасной зоны», инстинктивно отодвигая час прозрения. Но он неизбежен. С большой силой экспрессии певица раскрывает горестные чувства обманутой женщины, столь рано познавшей коварство и лицемерие. После победы в Токио Мария неоднократно посещала Японию, где ее всегда встречали с радушием и любовью. В 1970 году она была почетным членом II конкурса на лучшее исполнение партии Чио-Чио-сан. В 1973 году в числе таких звезд мирового вокального искусства, как Мария Каллас и Джузеппе ди Стефано, Биешу вошла в состав жюри III токийского конкурса. В 1979 году Мария Биешу гастролировала в Японии с концертными программами. Успех в Японии делает Марию Биешу мировой знаменитостью. Ее приглашают различные театры Советского Союза и других стран (ГДР, Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, Югославии), где она при неизменных аншлагах исполняет ставшие ее коронными партии Тоски, Чио-Чио-сан, Аиды. Главные вехи артистической жизни Марии Биешу определяются прежде всего ролями в спектаклях родного Кишиневского театра, с которым неразрывно связана ее жизнь. Когда Мария пришла в театр, он делал свои первые шаги.
Во второй половине 60-х годов Биешу спела на сцене театра главные партии в трех операх Верди: «Аида» (1966), «Отелло» (1967) и «Трубадур» (1969). Партии Аиды и Леоноры («Трубадур») прочно вошли в репертуар певицы. Аида в интерпретации Марии Биешу сочетает страстность характера с мягкостью, нежностью, благородством эмоций. Мятущаяся, разрываемая несовместимыми в условиях порабощения ее родины чувствами — любовью к иноплеменнику и глубокой привязанностью к отцу, родной земле, героиня Биешу вызывает глубокое сочувствие трагизмом положения, привлекает чистотой стремлений. С большой силой драматическое дарование актрисы раскрывается в сцене Аиды и Амнерис из II акта, психологическом поединке соперниц: скованная ревнивым наблюдением египтянки, опасаясь ее гнева и мести, Аида вынуждена скрывать свое рвущееся наружу, едва сдерживаемое чувство. Но любящее сердце доверчиво: не подозревая предательства, измученная постоянной внутренней борьбой, она слишком откровенно выражает свое горе и отчаяние в ответ на сообщение Амнерис о гибели Радамеса. Не в силах она скрыть и бурной радости, узнав, что роковое известие ложно. Но выдав себя, Аида не может вступить на путь открытого соперничества с дочерью фараона. Слишком уж неравны их силы. И опять — внутренняя психологическая борьба: вспыхнувшую на мгновение гордость — женскую и сословную — она вынуждена подавить, чтобы не выдать, что ее отец, пленник египтян — царь Эфиопии. Не только в развернутых сценах, ариях, где с наибольшей полнотой запечатлеваются душевные состояния героини, но и в небольших эпизодах, ансамблях Биешу остается верной правде создаваемого образа, что важно для единства, логичности его развития.
В «Трубадуре» лирико-психологическая драма развивается на фоне запутанной интриги, эффектных сцен, нередко окрашенных в сумрачно-романтические тона. Тем не менее лирическая сфера здесь очень сильна, и главной ее выразительницей становится Леонора. Красивая фрейлина королевы, рожденная будто бы для счастливой любви, она попадает в драматические ситуации, оказавшись в центре традиционного оперного любовного треугольника. Любовь трубадура Манрико пробуждает в Леоноре самые лучшие чувства. Светлый, поэтический образ, согретый теплотой и сердечностью, создает Биешу. Много страданий выпадает на долю героини Верди, которые певица передает со свойственной ей художественной силой и убедительностью. Артистка доводит развитие образа до большого драматического накала, до высшей точки эмоционального напряжения в финале оперы. Партия Леоноры, наряду с широким использованием кантилены, содержит много виртуозных, колоратурных моментов, с которыми М. Биешу справляется как бы шутя и которые никогда не становятся у певицы самоцелью. Слава певицы неуклонно растет. Многочисленные газетные и журнальные статьи, рецензии, высказывания крупных музыкантов свидетельствуют о повсеместном признании большого таланта артистки. Югославская «Политика» считает Марию Биешу «великим сопрано», западногерманская «Ди Вельт» назвала молдавскую артистку «певицей экстра-класса». Американский певец Джордж Лондон сказал: «Это голос мирового класса. В ее исполнении — безграничная душевная доброта. Когда она поет, то отдает зрителю свое сердце».
Правительство высоко оценило творческие заслуги и общественную деятельность М. Биешу. С 1964 по 1970 год она прошла путь от заслуженной артистки Молдавской ССР до народной артистки Советского Союза. В 1968 году Биешу становится лауреатом Государственной премии Молдавии и награждается медалью «За трудовую доблесть». 70-е годы в жизни Марии Биешу насыщены творческой, просветительской, общественной деятельностью, гастрольными поездками, география которых заметно расширяется. Начало этого десятилетия отмечено двумя ответственными выступлениями (в США и Западном Берлине). Первое было связано с приглашением в «Метрополитен-опера» для участия в «Паяцах» Леонкавалло. Искушенная публика одного из ведущих театров мира приветствовала советскую певицу громом аплодисментов. Агентство ТАСС в эти дни передавало: «В Метрополитен-опера» шла опера Леонкавалло «Паяцы». Уже с первых сцен певица покорила зрителей, до отказа заполнивших зал театра. Превосходно звучало ее красивое, глубокое сопрано, вызвавшее восхищение слушателей. Музыкальные критики американских газет высоко оценили дебют советской певицы». А художественный руководитель нью-йоркской оперы, покоренный искусством М. Биешу еще на токийском конкурсе и тогда же пригласивший ее в «Метрополитен-опера», направил директору Госконцерта СССР следующее послание: «Я с восторгом сообщаю Вам, что дебют Марии Биешу в «Метрополитен-опера» был более чем успешным. Она была отлично подготовлена как сценически, так и вокально. Она произвела чудесное впечатление на публику, прессу и дирекцию театра. Я искренне надеюсь, что она сможет принять приглашение генерального директора «Метрополитен-опера» на весь сезон 1972—73 года. Благодарю Вас за участие, которое сделало возможным ее визит…»
В Западном Берлине, в зале Высшей музыкальной школы периодически проходят циклы концертов под названием «Прекрасные голоса», привлекающие лучшие артистические силы мира. В ноябре 1973 года на фестиваль была приглашена Мария Биешу. Импресарио предупреждал певицу, что их публика весьма сдержанна, что здесь не принято откровенно выражать восторги. Каково же было его удивление, когда из зала послышались возгласы «бис», «браво». Зарубежными поездками был насыщен 1975 год. Молдавскую артистку принимали слушатели Рио-де-Жанейро (куда она поехала, прежде всего, как член жюри конкурса вокалистов), Парижа, Хельсинки. Из гастролей более позднего времени выделяется продолжительная поездка певицы летом 1979 года в Австралию. За десятилетие — вплоть до 1980 года — М. Биешу спела в Кишиневском театре десять новых партий. Продолжалось расширение итальянского, в частности пуччиниевского репертуара («Богема», «Турандот»), освоение опер русских композиторов — «Алеко» Рахманинова, «Чародейки» и «Иоланты» Чайковского. Вершиной исполнительского искусства Марии Биешу стала роль Нормы в одноименной опере Беллини. Полнокровное сценическое воплощение этой оперы возможно только в том случае, если есть достойная исполнительница заглавной партии. Нет такой певицы — нет и оперы. Может быть, поэтому «Норма» столь редко появляется на оперных сценах и исполнение ее становится художественным событием.
Норма — это роль Марии Биешу. Певица вынашивала идею воплощения этого образа много лет. Она была инициатором и вдохновительницей постановки оперы в Кишиневском театре, состоявшейся в 1975 году. Вокально-сценическое мастерство артистки достигает здесь наиболее полного выражения. Такие качества певческого искусства Биешу, как широта кажущегося бесконечным дыхания, инструментальная ровность голоса, его свобода и гибкость, рождают безбрежную кантиленность пения. Естественностью и простотой исполнения завораживает гениальная «Casta diva», выходная ария Нормы. Легко и вместе с тем мягко, певуче звучат у Биешу колоратуры, которыми насыщена партия. Норма — Биешу потрясает гармоничностью, величием духа, которые позволяют ей после всех испытаний сохранить высокое благородство, поистине царское достоинство. Верховная жрица, прорицательница, она, полюбив чужеземца — римского проконсула Поллиона — и сделавшись матерью двух сыновей, тем самым нарушила законы своей веры и обречена на вечные страдания. Но ей суждено испытать и горечь измены: Поллион охладел к ней, полюбив юную Адальжизу. И вот на сцене уже не могущественная, всесильная повелительница, а безмерно страдающая, глубоко несчастная женщина. Все меняется в облике и в пении артистки — и осанка, и выражение лица, и интонации голоса. В душе Нормы борются чувства отчаяния, страха за жизнь детей и обиды, оскорбленной гордости, вскипают гнев и ревность, страсть и ненависть к изменнику. Пройдя через чистилище мук и душевных терзаний, Норма обретает былую силу духа и торжественно восходит на костер, принося себя в жертву ради спасения детей и возлюбленного.
Особая страница в творческой биографии Марии Биешу — это советская опера. К советской музыке, в частности к произведениям молдавских композиторов, Мария Лукьяновна всегда относится с большим вниманием и интересом. Из пяти советских опер, в которых пела артистка, четыре принадлежат молдавским авторам. Еще в начале творческого пути (в 1963 году) Мария Биешу создала на сцене образ своей современницы Аурелии в одноименной опере Д. Гершфельда, воплотив тему светлой, большой любви, которую героиня проносит через все годы Великой Отечественной войны. В опере А. Стырчи «Героическая баллада», премьера которой состоялась в 1970 году, артистка создала запоминающийся, рельефный образ простой молдавской девушки Домники, пережившей эволюцию взглядов под воздействием своих друзей — рабочего Томы и русской революционерки Ольги — и ставшей их активной помощницей. Опера привлекла певицу национальным молдавским колоритом, выразительностью лирических мелодий. В заглавной партии оперы С. Няги «Глира» Биешу предстала перед зрителями независимой, темпераментной цыганкой — вдохновительницей искусства знаменитого молдавского музыканта Барбу Лэу-тару. В 1976 году Молдавский театр обратился к произведению Т. Хренникова «В бурю». Партия Наташи импонировала певице прежде всего лиризмом, открытой эмоциональностью. Особой силой, страстностью, глубоким проникновением в духовный мир героини выделялась IV картина, целиком посвященная драме Наташи. Фрагменты из этой картины певица нередко включает в свои концертные программы.
Один из удачных образов, созданных Биешу в молдавской опере, — образ молодой революционерки Ольги в опере Д. Гершфельда «Сергей Лазо» (премьера состоялась в 1980 году). Высоко оценены творческие заслуги Марии Лукьяновны Биешу: за исполнение главных партий в операх «Героическая баллада» Стырчи, «Трубадур» Верди, «Евгений Онегин» Чайковского, а также за концертную программу, посвященную 50-летию образования СССР, составленную из произведений композиторов разных республик, певице была присуждена Государственная премия СССР. Интенсивность творческой и общественной деятельности Марии Биешу со временем ничуть не ослабевает. День ее расписан поминутно. Свой опыт, свои, знания певица с радостью передает молодым вокалистам, консультируя их в театре, на всесоюзных и международных конкурсах, преподавая в Кишиневском институте искусств им. Г. Музическу, в своей alma mater. Певица стала постоянной участницей самых главных традиционных фестивалей: «Московские звезды», «Русская зима», ленинградские «Белые ночи», минский Всесоюзный фестиваль «Белорусская музыкальная осень», и конечно же, имя М. Биешу украшает афиши ежегодных мартовских празднеств Молдавии — «Мартишор». Искусство певицы запечатлено в грамзаписи, режиссеры снимают о ней фильмах. Певицу много записывают на радио и телевидение.
Начало 80-х годов отмечено тремя премьерами итальянских опер: «Сельская честь» П. Масканьи, «Сила судьбы» Д. Верди и «Виват, маэстро» Г. Доницетти. В несхожих по характеру произведениях артистка блеснула различными гранями своего таланта, в частности в опере Доницетти попробовав себя и в комическом амплуа. Ярким, захватывающим, темпераментным исполнением выделилась партия Леоноры из «Силы судьбы», оперы сложной, многоплановой. В 1984 году в Кишиневском оперном театре состоялась премьера оперы А. Чилеа «Адриенна Лекуврер», в которой Биешу блестяще исполнила заглавную партию. Другая последняя работа М. Биешу, свидетельствующая о большом диапазоне художественных интересов певицы, — партия Дидоны в опере английского композитора 17 века Генри Перселла «Дидона и Эней», концертное исполнение которой осуществили молдавские артисты под управлением главного дирижера Кишиневского оперного театра А. Самоилэ. Интерпретация оперы «Дидона и Эней», произведения, исполняющегося чрезвычайно редко, — творческий подвиг коллектива Кишиневского театра и личная заслуга М.Биешу. Работа молдавских артистов была записана на пластинку фирмой «Мелодия». Камерное исполнительство — большая и значительная глава в творческой биографии Марии Биешу. На разных этапах помощниками певицы в этой работе были концертмейстеры Д. Чапля, О. Янку, Н. Кузьмич.
Большое значение для эволюции камерного пения Биешу имела встреча с таким прекрасным музыкантом, как заслуженный артист РСФСР Евгений Шендерович. Е. Шендерович способен удивительным образом постигать индивидуальность солиста. Вдохновенная и несколько импровизационная манера М. Биешу требует от концертмейстера постоянного внимания и чуткой реакции на малейшие изменения в образно-эмоциональном строе исполнения и на связанные с ними (подчас едва уловимые) темповые колебания. В программах М. Биешу, подготовленных в союзе с Е. Шендеровичам, появилось много новых для нее произведений, в том числе цикл Шумана «Любовь и жизнь женщины», редко исполняемые или почти забытые произведения, как, например, цикл М. Ипполитова-Иванова «Пять японских стихотворений». Одну из совместных программ (исполненную в канун 0лимпиады-80), включающую сочинения французских композиторов (Делиба, Дебюсси, Шоссона, Бизе) и созвучные им по своему эмоциональному строю произведения советских композиторов старшего поколения (3. Левиной, С. Василенко, М. Ипполитова-Иванова), можно считать этапной в творчестве М. Биешу. Певица оказалась способной на протяжении всего концерта держать слушателей в плену задушевных, тонких, поэтичных, подчас сдержанных эмоций.
Нельзя не сказать и о содружестве М. Биешу с ленинградской органисткой Н. Оксентян. Строгое, возвышенно-отрешенное звучание органа удивительно гармонично сочетается с теплым, трепетным, голосом певицы. Биешу обратилась на этот раз к музыке Баха. Исполнение баховской программы отличалось не только мастерством, виртуозностью, которых требует баховская музыка, но прежде всего глубоким проникновением в баховский вокальный стиль.