Сейчас говорят: свадьба-женитьба, а раньше не случайно в ходу быдо выражение свадьба-судьба. Потому что семья создавалась один раз и навсегда. Естественно, что к этому подходили с огромной ответственностью; в выборе жениха (невесты), в подготовке к свадьбе участвовали десятки родственников. Конечно, нужно было соблюсти все обряды, большое значение придавалось и приметам: в какое именно время лучше всего играть свадьбу; чего избегать, чтобы не навредить молодым; как уберечь их от недоброго взгляда, злых намерений и т.д.
Заветы предков соблюдались свято, ибо «венчают в одночасье, а повенчаны — на всё горе, на всё счастье». Сотни, если не тысячи песен посвящены самой свадьбе и новым для молодых степеням родства, членам новой семьи — свёкру и свекрови, тестю и тёще, шурину и золовке… А примет, поверий и суеверий и того больше. Одни — чисто бытового плана, другие основаны на примитивных ассоциациях (кольцо уронил — к несчастью; свеча погасла — к смерти); первоначальный смысл некоторых и вовсе забыт (бить посуду на свадьбе — к счастью и т.д.). И тем не менее даже те приметы, «ключ» к которым утерян, передаются из века в век, сохраняются в народном сознании, им безукоризненно следуют.
В мае жениться (замуж выходить) — весь век маяться.
В народе говорят и так: «Рад бы жениться, да май не велит» — или: «Добрые люди в мае не женятся». Это связано прежде всего с тем, что в мае начинаются полевые работы, которые завершаются только осенью. Май считался тяжелым месяцем и потому, что зимние запасы уже заканчивались, а летней пищи еще не было. В мае старались не только не жениться, но и не свататься: считалось, что крепкой майская семья не будет. Близко к этому поверью и такое: «В мае родиться — весь век промаяться». Практически это поверье и поныне сохраняет свою роль в сельской местности, где все подчинено земледельческому циклу. Но и горожане стараются его не игнорировать. Тем не менее майских свадеб много и отнюдь не всегда они неудачливы.
Чтобы в будущем не ссориться, молодая жена, входя в дом мужа, разбивает тарелку. Затем они вместе переступают через осколки.
Обычай бить посуду на свадьбе сохранился по сей день. Однако жениху бить посуду не обязательно. Вероятно, традиция уходит корнями в те времена, когда невеста разбивала горшок. Если он разбивался — значит, невеста целомудренна, если же нет — значит, не уберегла себя. Есть и еще одно объяснение: разбить посуду — означает: расстаться с холостой жизнью.
Уронить обручальное кольцо до того, как надел его на палец,— плохая примета.
В сущности, примета не несет на себе особой нагрузки, построена только на внешнем символе. Действительно, уронив кольцо в такой момент, можно испортить себе и своей половине настроение, особенно если кто-то из браЧующихся суеверен. Но корни у этой приметы есть, и уходят они в те времена, когда сам символ — кольцо — истолковывался как символ вечности. Не зря же молодых и вокруг аналоя обводили (круг), а еще раньше — вокруг дерева. Другими словами, оброненное кольцо наводило на мысль о том, что этот брак не вечен.
У кого во время венчания свеча быстрее сгорит или погаснет, тот и умрет скорее.
Если во время венчания венец упадет, то тот, над кем его держали, вскоре умрет.
Уронит невеста, под венцом стоя, платок — значит, муж умрет и быть ей вдовой.
Эти и многочисленные им подобные поверья построены на символах (как и поверье о кольце). Горящая свеча символизирует жизнь (погасла она — и жизнь угасла), венец — вечность, платок уронить — к слезам (в некоторых местностях носовыми платками обертывали свечи на похоронах). Вообще молодоженам не рекомендуется ронять что-либо: это к урону, к потере. Исключение — специально предусмотренные случаи (например, битье посуды).
Никто не должен жениху и невесте дорогу переходить.
Переход дороги кому бы то ни было истолковывается в народе как ее «перерезание», нарушение цельности пути. Злые люди специально старались пересечь дорогу перед свадебным поездом, чтобы лишить молодоженов удачи в жизни. Чтобы избежать этого, впереди свадебной процессии идут люди, которые принимают на себя это злопыхательство: в таком случае получается, что самим молодым дорогу не пересекли.
Если колокола во время венчания звонят, это к счастью.
Время свадьбы, особенно перед венчанием, — период наибольшей уязвимости. Молодожены напряжены, взволнованы и потому не могут энергетически защищаться. Считается, что в этот промежуток времени злые силы, направленные против них, против их будущего семейного счастья, наиболее активизируются. А колокольный звон разгоняет их, ибо это голос Божий; следовательно, молодые оказываются под покровительством светлых сил. (Наукой ныне доказано, что колокольный звон и в самом деле очищает воздух.) Иное дело, если колокола зазвонят, когда молодожены уже покидают церковь: это истолковывается как знак скорой смерти одного из них.
Сломался у невесты каблук — значит, семейная жизнь «хромать» будет.
Примета столь же примитивная, как и примета с уроненным кольцом, ибо построена на поверхностном сопоставлении «хромой» невесты и «хромой» жизни. Но, увы, в нее верят, и почти все невесты перед свадьбой проверяют прочность каблуков. А если, не дай Бог, каблук все же сломался, то из последних сил стараются не показать этого и хранят тайну годами. На самом деле самое страшное, что может произойти в этом случае, — будет немного «хромать» настроение, да и то если сама невеста верит в эту примету.
Потеряет невеста булавку — потеряет удачу.
Булавка (как и прочие острые металлические предметы) — традиционный оберёг. Соответственно такая потеря истолковывалась как лишение магической защиты от нечистой силы.
Перед тем как молодоженам в дом войти, под порог кладут незапертый замок; как только вошли — замок запирают на ключ и выбрасывают.
Этот обычай символизирует, что через свою вольную, «открытую» жизнь молодые уже перешагнули. Запертый замок тут же выбрасывают — так, чтобы его нельзя было найти, — например, в колодец. Считается, что после этого муж и жена будут неразлучны.
И жених, и невеста в первый день свадьбы кладут в обувь деньги; как правило, жених — под обе пятки, невеста — только под левую пятку.
С одной стороны, этот обычай символизирует стремление к достатку (всю жизнь «по деньгам ходить»). С другой — монета, как и все металлическое, выполняет роль оберега (вспомним хотя бы студенческий обычай класть в обувь пятак перед экзаменом). Обереговая функция подчеркивается и тем, что невеста хранит монету именно под левой пяткой, ибо левая сторона наиболее уязвима: ведь за левым плечом — искуситель. Когда невеста, по обычаю, вечером разувает жениха, деньги из его обуви она берет себе. Этот обычай напоминает молодому мужу, что достаток он должен нести в семью, жене и детям.
На свадьбе всегда кричат «Горько!»
Обычай этот имеет давнюю историю. Раньше невеста обходила гостей с подносом; гость клал на него деньги на обзаведение хозяйством, брал стоящую на подносе чарку, выпивал и говорил: «Горько!», подтверждая, что выпил за здоровье молодых водку, а не воду; после этого он целовал невесту. Те, кто денег не давал, просто выпивали, говоря «Горько!» и довольствуясь наблюдением за поцелуями других. Постепенно этот обычай заменился шутливым требованием все новых поцелуев от самих молодоженов.
Молодых надо трижды обвести вокруг стола — на счастье.
В церкви, закрепляя духовный союз новобрачных, священник трижды обводит пару вокруг аналоя. Полный круг — это символ вечности, то есть теперь муж и жена навеки должны быть вместе. В доме главный почитаемый символ — стол. За ним едят, обсуждают важные дела, на него и покойника кладут. Поэтому, обводя молодых трижды вокруг стола, им желают, чтобы и в быту они тоже были всегда, вечно вместе.
Свёкор со свекровью встречают дома молодых хлебом-солью. Кто из молодых без помощи рук откусит больший кусок, тот и будет в семье главенствовать.
Примета смешная, придуманная скорее для того, чтобы у всех настроение было легким, веселым. Но сам обычай встречать хлебом-солью — древний, о чем уже говорилось (хлеб символизирует достаток, соль — оберёг от злых сил).
На следующий день после свадьбы тёща зятя блинами кормит.
Это один из способов сообщить присутствующим о целомудренности невесты. Если жених выедал середину блина и откладывал его на своей тарелке в сторону, это свидетельствовало о том, что невеста не соблюла своей девственности.
Поминки с блинов начинают, а свадьбу блинами заканчивают.
Смысл второй части этого обычая пояснен выше: речь идет о подтверждении целомудренности невесты или о том, что она не девственна. Надо полагать, теща немало понервничает, пока дождется, съест ли зять блин или, выев серединку, оставит его на тарелке.
Свадебные машины нередко украшают красными лентами.
Делают это по традиции, не вдумываясь в ее смысл. Порой украшают машину и красными лентами, и голубыми, считая, что красная свидетельствует о присутствии в машине невесты, а голубая — жениха. Но раньше два эти цвета вместе были просто немыслимы, потому что красная лента символизировала (на второй день после свадьбы!) невинность невесты, а голубая — совершенно обратное! С косынкой или лентой того или иного цвета на второй день зять приезжал к теще. Если невеста была не целомудренна, это считалось позором для ее семьи. При людно ее матери вручали пирог с дыркой, отцу — кубок с дыркой.
Неожиданный дождь в день свадьбы — к богатству в молодой семье.
Это связано с отношением к дождю как к небесному явлению, имеющему магическую силу. Без дождя и в самом деле немыслимо плодородие, урожай, а значит, и богатство. Кое-где существует обратное поверье: дождь — это к слезам; но оно распространено значительно меньше.
Невеста не должна одна переступать порог дома, где ей предстоит жить с мужем: или переступают вдвоем с женихом, или он вносит ее через порог на руках.
Это связано с мистической ролью порога в доме. Требование переступать порог вдвоем символизирует пожелание отныне все делать вдвоем, в полном согласии. Именно поэтому молодым рекомендуется и в церкви на одной половице стоять, и креститься одновременно.
Нельзя невесте примерять свадебный наряд до венчания: свадьба может не состояться.
Эта примета построена на мистическом суеверии: надела свадебное платье — значит, уже замуж вышла. К тому же любая женщина хочет во время примерки посмотреться в зеркало, а увидеть себя в зеркале в свадебном платье означает: запечатлеть это в нем и не повторить в жизни. Поэтому принято во время примерки какую-нибудь вещицу не надевать — например, перчатку, или фату, или обувь. Считается: если наряд не полный, то это еще и не наряд.
Во время свадьбы туфли невесты крадут и требуют за них выкуп.
Подержать в руках туфельку невесты — считалось к удаче (если девушка замуж выходит — значит, удачлива).
Вслед жениху и невесте принято бросать старую, сношенную обувь.
В деревнях не редко можно наблюдать процесс: мчится свадебный кортеж, женщины не успевают забежать за обувью в дом, поэтому снимают стоптанный башмак с ноги и бросают вслед машинам, а затем снова обуваются. Объяснили мне этот обычай так: пусть все старое, пройденное, изношенное останется для молодых в прошлом и никогда не вспомнится, как изношенная обувь; пусть они идут только вперед, «в новой обуви».
К свадьбе пекут «рощу» — свадебный пирог, украшенный фигурками из теста на палочках.
Фигурки символизируют жениха и невесту, палочки — рощу, в которой все деревья вместе, а не поодиночке. Тесто — символ благополучия, плодородия.
Выйдя из церкви после венчания, жених и невеста как можно дольше хранят молчание.
Считается даже, что тот, кто дольше промолчит, будет главным в семье. Примета эта содержит в себе мудрую основу. Во-первых, не стоит забалтывать столь значительное событие, как венчание, ибо есть что прочувствовать и запомнить. Во-вторых, не зря говорят: слово — серебро, а молчание — золото.
Когда невеста выходит из церкви, кто-либо из домашних разбивает сырое яйцо.
Разбивание яйца ассоциируется с прохождением легких родов и множества детей.
Свадебный венок выбрасывать нельзя.
Свадебный венок — непременное украшение невесты по сей день (сейчас, правда, от него остался лишь букетик мирта в прическе невесты); он символизирует, наряду с кольцом и венцом, вечность.
Одновременно это и последний головной убор девушки, ибо, став женой, женщиной, она уже не имеет права носить венок на голове. Во время венчания венок служил и оберегом, поскольку в него часто вплетались обереговые растения (например, базилик). А выбрасывать свадебный венок не разрешалось потому, что ему приписывались целебные и даже лечебные свойства: цветы для него и специально подбирались, и получали заряд светлой энергии в период венчания и свадьбы.
Пословицы и поговорки о женихе и невесте
Девка после сговора па улицу не xoдит.
Под венец по оврагам не ездят.
Золото с золотом свивалось, жемчужина с другою скаталась.
Быть на свадьбе да не быть пьяну — грешно.
Как наденут венец так всему конец.
Семейная кашка гуще кипит.
Кому невеста годится, для того и родится.
Честным пирком да за свадебку.
Смерть да жена — Богом суждено.
Не страшно жениться — страшно к тому делу приступиться.
Страшно видится, а стерпится — слюбится.
Жениться — не лапоть надеть.
Женишься раз, а плачешься век.
Худой поп свенчает — и хорошему не развенчать.
Добрая жена к дому приучает, худая от дому отлучает.
Дай Бог с кем венчаться, с тем и кончаться.
Жениться, так не лениться — хоть не хочется, а вставай.
Женился на скорую руку, да на долгую муку.
Как старому жениться, так и ночь коротка.
Красота приглядится, а щи не прихлебаются.
Приданого — деревянный горшок да свиной рожок.
С вечера — девка, с полуночи — молодка, а на заре — хозяюшка.
Добрая свадьба неделю длится.
Так венчали, что и дома не знали.
Добрая жена — веселье, а худая — злое зелье.
Птица крыльями сильна, жена мужем красна.
У плохого мужа жена всегда дура.
Честный муж одну только жену обманывает.
Жены стыдиться — детей не видать.
Всякая невеста ждет своего места.
Муж без жены — пуще малых деток сирота.
Жену с мужем судить, кроме Бога, некому.