Узеир Абдул-Гусейн оглы Гаджибеков родился в 1885 году. Детство композитора прошло в Шуше. Здесь действовали различного рода музыкальные меджлисы (школы и кружки), нередко устраивались религиозные музыкальные представления, пышно обставлялись свадьбы и праздники. В городе было много профессиональных музыкантов устной традиции. Начальные музыкальные навыки Узеир получил в семье. Его первым учителем был брат матери Агалар Аливердибеков, который неплохо пел мугамы и принимал деятельное участие в музыкальной жизни города.
Получив общее образование в училище Гашим-бека Везирова, в 1899 году У. Гаджибеков уезжает из Шуши и поступает в Горийскую учительскую семинарию. Здесь по традициям каждый ученик обязан был петь в хоре, играть на каком-нибудь инструменте, участвовать в струнном и духовом оркестрах. И Гаджибеков, которому были известны народные инструменты тар и кеманча, быстро осваивает скрипку и баритон. Окончив в 1904 году семинарию, он начинает самостоятельный жизненный путь. Он учит грамоте детей в селе Гадрут, а затем в рабочем районе Баку — Биби-Эйбат. В 1907 году был издан его учебник «Задачи по арифметике» и «Тюркско-русский словарь». В эти же годы Гаджибеков становится известным как талантливый фельетонист, переводчик и публицист. 1908 год отмечен знаменательным событием в истории азербайджанской культуры. Со сцены театра прозвучала первая национальная мугамная опера — «Лей-ли и Меджнун». Автором музыки и либретто был У. Гаджибеков. В основе этой оперы лежат народные песни и мугамы, а своими словами артисты по указанию композитора должны импровизировать свои партии.
По сей день опера «Лейли и Меджнун» не сходит со сцены бакинского театра оперы и балета. Она восхищает органичным сливанием музыки, текста и драматического действия. Это объясняется еще и удачным выбором литературного источника — поэмы прославленного азербайджанского поэта-классика Махмуда Физули (16 век). Тексты этой поэмы, как и многих газелей Физули, составляют основу мугамной исполнительской практики. Поэтому они естественно «вписались» в сюжетную канву оперы. У. Гаджибеков создал несколько мугамных опер: «Шейх Сенан» (1909), «Рустам и Зохраб» (1910), «Асли и Керам» (1912), «Шах Аббас и Хушидбану» (1912), «Гарун и Лейла» (1915). Их содержание также определялось сферой мугамного искусства. В своих музыкальных комедиях Гаджибеков блестяще использовал сатиру как мощное средство против косных общественно-социальных порядков. С каждым новым сочинением росло мастерство композитора. Одна за другой появлялись комедии «Муж и жена» (1909), «Не та, так эта» (1910) и, наконец, «Аршин мал алан» (1913), искрометный юмор которой по сей день вызывает живой интерес публики.
Экранизация этой комедии в 1945 году была удостоена Государственной премии СССР. В 1956 году была экранизирована другая комедия — «Не та, так эта», которая была также тепло встречена зрителями. У. Гаджибеков понимал, что творческие цели, которые он ставил перед собой, требуют совершенствования профессионального мастерства. Поэтому в 1911 году он учится в Москве на частных курсах при филармонии, а затем в Петербурге в консерватории изучает контрапункт и оркестровку. Часто посещает Гаджибеков спектакли Мариинского театра. Вернувшись в 1914 году в Баку, композитор активно включается в общественную и культурную жизнь города. После Октябрьской революции он возглавлял подотдел музыки при НКП, участвовал в создании Народной консерватории (1920). В 1921 году была учреждена Азербайджанская государственная консерватория. Ее структуру и программу разработал У. Гаджибеков. Он был также инициатором создания азербайджанско-тюркской музыкальной школы (1922).
В 1926 году по его инициативе создается первый азербайджанский многоголосный хор, позднее — первый «нотный» оркестр народных инструментов. Эти два коллектива играли важную роль как в деле пропаганды национальной музыки, так и в приобщении слушателей к музыке европейской. Наряду с утверждением новых явлений в музыкальной жизни республики Гаджибеков проявлял неустанную заботу о народном искусстве, пропагандируя, развивая и оберегая народные музыкальные формы. В 1927 году вышел из печати первый нотный сборник азербайджанских песен («Тюркские азербайджанские народные песни»), записанных и обработанных Гаджибековым и Магомаевым.
Новой вехой в творческой биографии композитора стала опера «Кер-оглы», созданная в 1937 году. В основе сюжета оперы лежит широко распространенный среди ашугов дастан об освободительной борьбе азербайджанского народа, возглавляемой героем Кер-оглы. Свою задачу Гаджибеков видел в том, чтобы «пронизать оперу дыханием народной музыки». Совершенные по мастерству формы классического оперного жанра как бы «преломлены» сквозь призму национального мышления композитора. В создании оперы Гаджибеков ориентировался на лучшие образцы русской оперной классики. Особую монументальность сочинению придают хоровые сцены, имеющие здесь главное драматургическое значение.
Опера «Кер-оглы» по праву занимает первое место в сокровищнице музыкальной культуры Азербайджана. С большим успехом она прозвучала в 1938 году во время декады азербайджанского искусства в Москве и вновь демонстрировалась здесь в 1959 году. Опера ставилась на сценах Еревана, Ашхабада, Ташкента. В 1942 году она была переведена на русский язык. За создание этого произведения У. Гаджибеков был удостоен Государственной премии СССР (1941).
В годы Великой Отечественной войны патриотическая тема раскрывается со всей глубиной в его кантате «Родина и фронт» (1942). Тогда же им была написана для оркестра народных инструментов и фортепиано блестящая пьеса «Джанги» («Боевая»). В 1944 году Гаджибеков создает Гимн Азербайджанской ССР. В честь Победы над фашистской Германией он создал «Гимн Победы» для симфонического оркестра.
Достижением У. Гаджибекова в области лирики стали два романса-газели на стихи великого азербайджанского поэта-классика Низами (12 век) — «Без тебя» и «Возлюбленная», появившиеся в годы войны. Композитор необычайно тонко претворил в музыке особенности восточного поэтического жанра газели. Здесь со всей полнотой раскрылся щедрый мелодический дар Гаджибекова. Романсы по праву называют сегодня жемчужинами азербайджанской камерной вокальной лирики.
В послевоенные годы Гаджибеков вновь возвращается к образу прославленного Низами. В 1947 году он пишет на текст С. Рустама кантату, посвященную памяти поэта. Композитор был полон новых творческих замыслов, но тяжелая болезнь не дала им осуществиться. Жизнь У. Гаджибекова прервалась в 1948 году.