Краткая биография Дионисио Агуадо Гарсиа

Краткая биография Дионисио Агуадо Гарсиа

Дионисио Агуадо Гарсиа родился в 1784 году, в Мадриде. Первым его учителем был гитарист Мигель Гарсиа (Базилио), позднее занятиями руководил Мануэль Гарсиа, который был не только прославленным певцом и композитором, но и талантливым гитаристом, автором ряда сочинений для гитары. В Мадриде началась концертная и педагогическая деятельность Дионисио Агуадо. Здесь в 1825 году впервые была издана его школа для шестиструнной гитары, которой суждено было сыграть значительную роль в судьбах гитарного искусства. Созданная свыше ста пятидесяти лет тому назад, она не утратила своей ценности и в наши дни. Чем же объяснить ее столь долгую жизнь? Школа Агуадо — это новый взгляд на гитару, как на инструмент богатых тембровых качеств.

Для раскрытия этих особенностей нужно было расширить границы гитарных звучаний. С этим и связаны нововведения Агуадо в области звукоизвлечения. Речь идет прежде всего о так называемом ногтевом способе звукоизвлечения. С помощью этого приема звучание выигрывало в силе, блеске, приобретало неповторимую окраску. Истоки нововведений Агуадо — богатейшие исполнительские традиции испанских народных гитаристов. Подтверждением этому могут служить и свидетельства современников о том, что ногтевым способом пользовался и учитель Агуадо — Мануэль Гарсиа. Однако нововведения Агуадо не разделялись сторонниками мягкого, бархатного звучания, извлекаемого подушечкой пальца, среди которых был Фернандо Сор — выдающийся испанский гитарист и композитор.

«Агуадо можно простить использование ногтей лишь за его превосходную игру», — писал он. Именно превосходная игра Агуадо положила начало его дружбы с Сором. «Два друга» — так назвал Сор дуэт для двух гитар, посвященный Агуадо. Это сочинение, как и «Воспоминание о России», Сор и Агуадо часто исполняли в совместных концертах в Париже, где они жили в течение нескольких лет. Так, например, в 1831 году французский журнал «La Revue Musicale», сообщая об успехе выступления Сора и Агуадо, писал, что на концерте присутствовало много публики несмотря на то, что в это же время в Париже давал концерт и Паганини. Последние годы жизни Дионисио Агуадо провел в Мадриде. Здесь в 1843 году вышло третье издание его Школы под названием «Новый метод» (второе — в Париже в 1827 году).

Агуадо создал немало сочинений для гитары. Это — «Блестящие вариации», «Восемь маленьких пьес», «Аллегро», «Менуэты», «Анданте» и др. Но наиболее значительны его этюды и упражнения. Блеск, сила, полетность звучания, достигаемые с их помощью, способствовали утверждению гитары в больших концертных залах. Не случайно этюдами Агуадо еще в молодые годы овладел Андре Сеговия, с именем которого в значительной степени, связан расцвет современного гитарного искусства. Своим ученикам великий гитарист рекомендовал играть этюды и упражнения Агуадо. Некоторые из них он записал на грампластинки. Так, в программу диска Сеговии «Гранада» наряду с сочинениями Сора вошли и восемь упражнений Агуадо.

Школа Дионисио Агуадо получила высокую оценку в России еще в самом начале 20 века.. Рассказывая на страницах московского журнала «Гитарист» (1904 год) о жизни и деятельности Агуадо, В. А. Русанов называет его автором «самой замечательной и обширной школы». Известный московский гитарист и педагог П. С. Агафошин в первой советской Школе для шестиструнной гитары (1934 год) широко использовал упражнения и этюды Агуадо. Д. Агуадо Гарсиа ушел из жизни в 1849 году.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.