Краткая биография Гюстава Шарпантье

Краткая биография Гюстава Шарпантье

Г. Шарпантье родился в 1860 году. Начав в родном городе Туркуэне свой творческий путь как скрипач, молодой музыкант направляется в Лилль, а с 1881 года он — студент Парижской консерватории. Поселившись на знаменитом «холме искусств» — Монмартре, Шарпантье с головой погружается в кипучую художественную атмосферу столицы и не слишком усердствует в учении. Однако два года, занятий композицией в классе Ж. Массне принесли свои плоды. За кантату «Дидона» (1887) Шарпантье удостаивается Римской премии, то есть права совершенствовать свое мастерство в Италии. Пребывание в «вечном» городе не было идиллическим. Молодой композитор бурно противился царящему на Вилле Медичи духу академизма. Впрочем, он был не одинок. «Нет никакого желания идти старыми хожеными тропинками…» — писал в 1884 году из Рима Дебюсси. Подобные мысли владели и римским стипендиатом Шарпантье.

И вот одно за другим возникают оркестровая сюита «Итальянские впечатления» (1890), симфоническая драма для солистов, хора и оркестра «Жизнь поэта» (1892) и, наконец, снискавшая в будущем громкую известность опера «Луиза» (1896). Каждое из названных произведений заявляло о художнике яркой индивидуальности, с собственным творческим кредо. «Мои произведения — это я сам, — говорил Шарпантье, — и «Луиза», и «Итальянские впечатления», и «Жизнь поэта» — куски моей жизни. Вот почему, чтобы что-то написать, я должен сначала прожить…» Хорошо знакомая романтическая теза… Знакомая хотя бы по «автобиографическим» произведениям Г. Берлиоза, композитора, оказавшего наибольшее влияние на Шарпантье. Недаром «Итальянские впечатления» поначалу носили подзаголовок «Симфония сентиментальная и живописная». Но из-под пера Шарпантье рождается иная, не романтическая «автобиография». Чтобы убедиться в этом, достаточно раскрыть «Луизу», написанную на собственное либретто и названную музыкальным романом».

Место действия — Париж, точнее, Монмартре с его шумом, пестротой, вечным праздником; время действия — 90-е годы 19 века; герои — современники автора: юная работница Луиза, ее возлюбленный поэт Жюльен. Успех оперы, увидевшей свет рампы лишь в 1900 году, превзошел все ожиДания. Ни одно из театральных произведений Шарпантье — будь то лирическая драма-феерия «Жюльен, или Жизнь поэта», частично использующая музыку одноименной симфонии, или эпопея в трех вечерах — «Любовь в предместье», «Комедиантка», ‘Трагическая актриса» — не принесло ему столь безоговорочного признания. Оперу хорошо знал русский слушатель: в 1915 году она была поставлена в театре С. И. Зимина в Москве, в 1920-м — на сцене Государственного академического театра комической оперы в Ленинграде.

В чем же был залог успеха? Ведь «Луизе» предшествовали такие вершины французского музыкального театра, как «Фауст», «Кармен», «Лакме», «Манон»… В доступности ли ее отмеченного истинным изяществом музыкального языка, в подчеркнутой ли натуралистичности деталей — здесь и выкрики разносчиков, и разноголосица парижских улиц, и радостный гомон народных празднеств… Думается, что и в том, и в другом. Но все же главным достоинством оперы, как справедливо писал современник Шарпантье композитор В. Дэнди, «были человеческие характеры, глубоко прочувствованные и замечательно выраженные». Появление «Луизы» было знамением времени. Ведь не случайно одновременно с «Луизой» родился один из самых блестящих образцов итальянского веризма (итал. verismo от vero — истинный, правдивый) — опера Д. Пуччини «Богема» (1896). Европейский музыкальный театр вновь, и далеко не в последний раз, стремился к воплощению «правды жизни», стремился к реализму.

Интересно, что Шарпантье не ограничивался в этом стремлении рамками сцены. Наследуя исконные для Франции традиции массового пленэрного искусства, он создает свое легендарное «Коронование Музы» (1898). Грандиозное музыкальное действо, в основу которого легла кульминационная сцена «Луизы» («Коронование Луизы Монмартра» в третьем акте), разыграл на улицах Парижа сам народ. Выразителен отзыв А. Брюно — очевидца этого ставшего впоследствии традиционным массового праздника. «В партитуре г. Шарпантье, — пишет он в статье «Муза Парижа и ее поэт», — трепещет подлинная душа улицы. Пронзительные выкрики торговцев зеленью, плетельщиков соломенных стульев, торговок рыбой, тряпичников, возгласы труб, раздающиеся из высоких окон Муниципального дворца и подхваченные изумительно звучащими гармониями оркестра; остроумный балет «удовольствия»; дивная, носящая характер апофеоза фанфара Музы, которой наивно и бесхитростно вторит детский хор; перезвон колоколов…

Ни один зрительный зал со своими узкими сухими стенами не представит такого поэтически грандиозного, певучего зрелища, как городская площадь, где тысячи и тысячи людей приветствовали молодого музыканта». Шарпантье был неутомим в своих демократических начинаниях. Так, по его инициативе на представлении «Луизы» 30 апреля 1900 года четыреста мест были отданы парижским работницам. И каждая могла узнать в героине себя! В том же году Шарпантье организует Народную консерваторию, так называемый институт Мими Пенсон, просуществовавший до второй мировой войны. Здесь девушки из народа могли получить музыкальное образование.

Успех «Коронования Музы» заронил в Шарпантье идею создания народного театра. «Я мечтал о театре, веселом, как ваш смех, солнечном, как ваш взгляд, трагичном, как ваша судьба…» — обращался он к трудовому люду Парижа. Этой мечте не дано было осуществиться, но мысли о массовом искусстве не покидали композитора. Он живо интересовался нарождавшимися в 20 веке радио; грамзаписью, кино. В 1936 году Шарпантье консультировал киновариант «Луизы».

Член Французской Академии изящных искусств (1912), кавалер (1900) и командор (1930) ордена Почетного легиона, Гюстав Шарпантье пережил свою славу. После 1913 года он не завершил ни одного своего замысла. Но и тем, что было создано (а к названным произведениям следует присовокупить песнопение-апофеоз «К столетию Гюго», 1902; кантату «Обманчивые впечатления» на стихи П. Верлена, 1895; романсы на стихи Ш. Бодлера, П. Верлена, К. Моклера, Э. Блемона, Ж. Ванора и др.), композитор вписал живую и неповторимую страницу в историю французского музыкального искусства. Г. Шарпантье скончался в 1956 году.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.