Немного об Усольском городке и соляных варницах 1676 года

Немного об Усольском городке и соляных варницах 1676 года

Надеинское Усолье — крупный солеваренный центр XVII века, располагался на северо-западе Самарской Луки и был хорошо известен в исторической литературе. Основанные в 1631/32 годах ярославским гостем Надеей Светешниковым укрепленный городок, соляные варницы и слободки, стали вторым по значимости после Самары центром раннего промыслово-земледельческого освоения Самарского Поволжья. В данной коротенькой статье, хотелось привести фрагменты из «книг росписных» 1676 года усольского промышленника Герасима Иславского. Описание промысла было сделано по случаю приемки Надеинского Усолья новым промышленником у предыдущего — соборного старца Леонтия Моренцова. Источник хранится в Отделе Рукописей Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), в фонде Погодина под N 1910. Текст описания включен в состав рукописной книги второй половины XVII века, представляющей собой сборник копий с документов, касающихся монастырского хозяйства и собственности.

Данная «роспись» содержит уникальные, более нигде не встречающиеся, сведения о состоянии Усольского городка и соляных варниц в конце 70-х годов XVII века. Вотчина незадолго до этого пережила разрушительные события движения Степана Разина. Власти звенигородского Савво-Сторожевского монастыря, которому в это время принадлежало Надеинское Усолье, предпринимали энергичные меры для возрождения промыслового центра. Далее приводится сам текст рукописи:

«Лета 7185-го ноября в 4 день по указу великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя Росии самодержца и по благословению рождества пресвятыя богородицы и великого чудотворца Савы Сторожевского монастыря архимандрита Селивестра, келаря старца Зосимы Лговского, казначея старца Ионы Москвитина с братиею. Книги росписные промышленика черного священника Герасима Иславского, что принял в монастырской вотчине в Казанском уезде в Надеинском Усолье у бывшего промышленика у соборного старца Леонтия Моренцова церковь божию со всякою церковною утварью и городок. А в городке пушки и мушкеты, и мелкое ружье, и свинец, и порох, и всякое городовое и хоромное строение, и соляные варницы, и колодези, и всякие варничные заводы налицо, и во дворех крестьян и бобылей с отцы их, и с прозвищи, и что под кем тягла. А что чего принято налицо всякого строения и заводов, и крестьян, и бобылей, и то писано в сих книгах статьями порознь.»

«Перед городком церковь божия древяная об одном верху во имя Николы Чюдотворца, а в ней божия милосердия образ всемилостивого Спаса нерукотворенного местная икона, писана на вохре. На колокольне три колокола, и в том числе один колокол три пуда, а два по два пуда. Да четвертой колокольчик маленькой зазвонной в полпуда вкладной. У церкви ж во дворе поп Деомид Венедиктов, во дворе пономарь Еремка Петров. Городок, а в нем городового строения. Башня проезжая передняя, а в ней ворота створные, с стороны калитка, наверху колокольня. Над вороты из городка Спасов образ штилистовая икона ветха. На другой стороне, с приезду, образ архистратига Михаила штилистовая икона ветха ж. А от той башни на левую сторону, изнутри, к озеру звено рублено в тарас, мерою шесть сажен. На углу башня рубленая насадного лесу с шатром, непокрыта, ветха. Да от тех же передних ворот по правой стороне, на гору круто, городовая стена рублена в тарасы до башни наугольной. А башня на горе рублена липовая. А от той башни на горе городовая стена поставлен острог до башни наугольной. И того острогу половина вывалилась. А на углу башня рублена из насадного лесу ветхого. А все то городовое строение бывшего промышленика старца Давыда Симонова.»

«А от той башни под гору к задним воротам стена городовая рублена клетками. Строение надеинское, все ветхо. Да нового строения промышленика соборного старца Леонтия Моренцова. К той стене два звена забрано забором до ворот. Ворота задние с калиткою новые. У калитки дверь на железных крюках с засовом железным. Над вороты башенка небольшая, наверху шатрик. С приезду над вороты образ чудотворца Савы писан на краске. А от ворот городовая стена до угла к озеру, рублено забором по мере девять сажен. А в стене изнутри построен скотцкой двор, наверху сенница покрыта дранью, а в исподи денник. А от скотцкого двора в городовой ж стене конюшенной двор. На дворе денник, наверху сенница, покрыто дранью ж. Подле денника онбар о дву жильях для хлебной клади, рублен в лапу соснового лесу. От анбара городовая ж стена до наугольной старой брусяной башни. Строения в той ж городовой стене денник для работных лошадей, наверху сенница. Да к тому ж деннику приделан другой денник для работных ж лошадей, крыто дранью с лубьем. А скотной и конюшенной двор огорожен заметом, а на конюшенном дворе ворота новые дощатые становые.»

Три кельи новые рублены в связь с сенми, а под ними подклеты кладовые. А у тех келей два крылца. Покрыты кельи, и сени, и крылцо тесом с лубьем, а одне сени да крыльцо покрыто дранью с лубьем. В городке ж горница с комнотою, а ис комноты казенная в одной связи. Внутри вытесано подволоки дощатые и с красными окны. А в красных окнах две окотины стекляные, да две окончины слюденыя. У тех же хором двои сени, одне теплые, другие холодные. Покрыты хоромы и сени тесом с лубьем. Под тою ж горницою три подклета жилые с сенми. А в подклетах образ всемилостивого Спаса. В подклетах в красных окнах три окончины слюдных ветхи, да две окотины в волоковых окнах. Да в середнем подклете стол, доска ясневая, печь обращатая мурамленая. У ней заслон железной, да в переднем подклете стол дубовой с ящиком. Подле горницы ж старого строения бывшего промышленика старца Давыда Симонова онбар длинной из насадного лесу, внизу два погреба в одной связи, а вверху два анбара сушиленных того ж насадного лесу. У трех анбаров замки личинные испорчены. Покрыт лубьем. А подле того анбара поварня старая с сенми, рубленая в бревенном сосновом лесу, да хлебенная старая изба рублена из насадного лесу. Обе ветхи.»

«В городке ж снаряду. Пушка железная кованая полковая на станку, а станок окован железом. 3 пушки железных дробовые, да тех ж пушек восемь зарядов. Двадцать пять ядр пушечных железных, мелково ружья. Пищаль турка длинная з замком да два самопала з замками ж. Пищаль длинная ж з замком, менши той, да шесть мушкетов з замками ж. Да ватажского ружья с Васильчиковской ватаги. Да за городком соляные варницы. Варница Гостена новая, рублена в лапу с связми, соснового бревенного лесу, покрыта дранью. Строение соборного старца Леонтия Моренцова. Перенесена на новое место. У ней труба с очапом, и с лапою, и с крюком. А в варнице десять колод, а в том числе семь колод новых, да три колоды старых надеинских. Шесть корыт, и в том числе четыре корыта новых, а два старых. Жолоб з гребалной з застилкою, жолоб сливалной. Ларь новой, в чем соль меряют. Два ковша сливалных. Црен делан на правеж, на нем соль варят. А после правежу свареной соли пять варь. Под ним печь кирпичная нового дела. У варницы ж дверь на железных крюках. А по скаске соборного старца Леонтия Моренцова, что цренная правежная починка стала с полицами и з гвоздьем, и что дано цренным мастером за дело пятдесят один рубль пятнатцать алтын 2 денги. А монастырские выборные крестьяне староста Оска Григорьев, Давыд-ко Ильин, Сенька Башкин, Ефремко Сергеев, Анисимко Сазан, Ларька Пивоваров у переписки сказали, что старая варница была гораздо ветха и впредь стоять и соли варить в ней было немочно.»

«Варница «новая» ж соснового бревенного лесу, рублена в лапу, стены с связми. Покрыта дранью. Строение соборного ж старца Леонтия Моренцова. А в ней образ Савы Чудотворца писан на красках. У варницы труба с очапом, и с лапою, и с крюком десять колод, и в том числе пять колод новых, а пять колод старых. Пять корыт новых, да корыто старое. Жолоб згребалной з застилкою, жолоб сливалной. Ларь старой, в чом соль меряют. Три ковша сливалных ветхи. Пужня железная, сторожница, шип, косарь, топор. Црен делан на правеж, на нем соль варят. А после правежу сварено соли восмь варь. Под ним печь кирпичная зделана наново. А по сказке соборного старца Леонтия Моренцова, что цренная правежная починка стала с полицами и з гвоздьем, и что дано цренным мастером за дело сорок девять рублев тритцать два алтына одна денга. А монастырские выборные крестьяне сказали, что старой варнице мочно было впредь стоять и соль в ней варить на шесть лет. А стояла та старая варница от городка в девяти саженях, а ныне новая варница поставлена от городка в семнатцати саженях. Варница Приезжая рубленая ис новая соснового лесу с связми. Поставлена вновь, покрыта лубьем и дранью. У ней труба старая вычищена наново. Соха с очапом, и с лапою, и с крюком, поставлена вновь ж. А в варнице девять колод новых. Да колода старая. Црен почат делать вновь. Полотенце зделано в длину и поперег по две сажени, а в нем двесте семдесят полиц новых. А под цреном печь кирпичная зделана нанова ж. У варницы ж дверь на железных крюках. А преж сего на том месте варницы и варничных никаких заводов не бывало, толко одна была труба. А по скаске соборного старца Леонтия Моренцова, что то цренное дело стало с полицами и з гвоздьем, и что дано цренным мастером за работу тритцать один рубль дватцать один алтын 2 деньги.»

«Варница «Любим» — рубленая ж новая соснового лесу с связми. Покрыта лубьем и дранью. У ней труба с очапом, и с лапою, и с крюком железным. А в варнице семь колод новых, да три колоды старых. Пять корыт новых, да корыто старое. Жолоб згребалной з застилкою новой. Жолоб сливальной. Ларь, в чом соль меряют, два ковша сливалных, шип, топор. Црен делан на правеж, на нем соль варят. А после правежу сварено соли четыре вари. А под ним печь кирпичная новая. А по сказке соборного старца Леонтия Моренцова, что цренная правежная починка стала с полицами и з гвоздьем, и что дано цренным мастером за дело 61 рубль 22 алтына 4 денги. А монастырские выборные крестьяне сказали, что старой варнице мочно было впредь стоять и соль в ней варить на десять лет. А перебирал тое старую варницу и починивал соборной старец Леонтей Моренцов.»

«Варница «Хорошава» — рубленая, новая ж бревенного лесу, стены с связми ж. Покрыта дранью. А в варнице 10 колод, а в том числе 6 колод новых, да 4 колод старых. Шесть корыт новых. Жолоб згребалной з застилкою. Жолоб сливалной. Ларь, в чом соль меряют. 2 ковша сливальных старых, шип, топор, косарь. Црен делан новой, на нем соль варят. А после отделки сварено соли 27 варь без починки. А по сказке соборного старца Леонтия, что то цренное дело стало с полицами и з гвоздьем и что дано цренным мастером за дело 92 рубля 32 алтын. Под цреном печь старая кирпичная. А росол в тое варницу несут ис трубы от варницы Волги. А труба чищена вновь. Соха у ней с очапом, и с лапою, и с крюком, поставлена вновь ж. А труба варницы Хорошавы стоит пуста и росол из ней не емлют. А монастырские выборные крестьяне сказали, что старую варницу розбило вешнею полою водою, только де одне стояли столбы. Варница Волга рублена новая ж, крыта дранью. А внутри печи, и црена, и никакова заводу в ней нет. Стоит пуста. Дверь на железных крюках. А подпоря де к той варнице в лесу зделано десять колод новых. А преж сего на том месте варницы не бывало.»

На Главную

Самарцы отличившиеся в Отечественной войне 1812 года
Биография Василия Ивановича Чапаева
История Поволжья
0 450 13 мин.
Самарское ополчение 1855 года
История Поволжья
0 395 4 мин.
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.