Значение крылатых выражений — Одна ласточка весны не делает, Окно в Европу, Око за око зуб за зуб, Олимп

Значение крылатых выражений — Одна ласточка весны не делает, Окно в Европу, Око за око зуб за зуб, Олимп

«Одна ласточка весны не делает«

Выражение это, ставшее пословицей, восходит к басне Эзопа (VI в. до н.э.), в которой рассказывается о расточительном юноше, промотавшем все отцовское наследство; у него остался только один плащ, но и его он продал, когда увидел, что одна ласточка вернулась, а стало быть, уже наступила весна. Однако вскоре настали морозы, ласточка погибла, и расточитель с негодованием упрекал ее в обмане. Пословица сама собою вытекает из басни, но, может быть, самая басня написана на тему древней пословицы, которая встречается в одной из комедий Кратина (ум. ок. 423 до н.э.). В дальнейшем эту пословицу приводят Аристотель и др. (И. Е. Тимошенко, Литературные источники и прототипы трехсот русских пословиц и поговорок, Киев, 1897, с. 24—25). На тему басни Эзопа И. А. Крыловым написана басня «Мот и ласточка» (1818), в которой выражение «одна ласточка весны не делает» названо народной пословицей:
Да только он забыл пословицу в народе:
Что ласточка одна не делает весны.
В «Письмовнике» Курганова и у Снегирева пословица «Одна ласточка весны не делает» приведена в числе народных.

«Окно в Европу«

Выражение из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», Вступление (1834):
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел…
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно…
Выражение это, как указал в примечаниях к поэме сам Пушкин, восходит к итальянскому писателю Альгаротти (1712—1764), который в своих «Письмах о России» сказал:
Петербург —это окно, в которое Россия смотрит в Европу».

«Око за око, зуб за зуб«

Выражение из библии, формула закона возмездия: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Левит, 24, 20; об этом же — Исход, 21, 24; Второзаконие, 19, 21). Выражение — «зуб за зуб» — употребляется как поговорка о пререканиях, когда ни один не уступает другому.
Примеры из литературы:
Уж мы с Кузьмой не первый год воюем,
Ты слово, а он десять, да зуб за зуб.
(А. Н. Островский, «Козьма Захарьич Минин»).
Нюша попробовала было вступить с тетушкой зуб за зуб, но была разбита и уничтожена (Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Дикое счастье»).

«Олимп. Олимпийцы. Олимпийское блаженство, величие, спокойствие«

Олимп — гора в Греции, где, как рассказывается в греческих мифах, обитали боги (Гомер, «Илиада», 8, 456). У позднейших писателей (Софокл, Аристотель, Вергилий) Олимп — небесный свод, обитаемый богами. Олимпийцы — бессмертные боги; переносно — люди, всегда сохраняющие величественную торжественность внешнего облика и невозмутимое спокойствие духа; так же называют людей высокомерных, недоступных. Отсюда возник ряд выражений: «литературный Олимп», «музыкальный Олимп» — группа признанных поэтов, писателей, музыкантов. Иногда выражения эти употребляются иронически, шутливо; «олимпийское блаженство»— высшая степень блаженства; «олимпийское величие» — торжественность в манерах, во всем облике; «олимпийское спокойствие» — спокойствие ничем не возмутимое.
Примеры из литературы:
Она вдруг строго выпрямилась, нахмурила брови и обвела присутствующих олимпийским, величественном взглядом (Д. В. Григорович, «Два генерала»).
Из журналов он читал только «Revue des Deux-Mondes», удивляясь олимпийскому спокойствию мысли (М. Е. Салтыков-Щедрин, «Мелочи жизни, Молодые люди»).

«Они ничего не забыли и ничему не научились«

В 1796 году французский адмирал де Пана (de Panat) в письме к представителю буржуазно-республиканских кругов журналисту Малле дю Пану, говоря о роялистах, ожививших в годы Директории свои надежды на реставрацию, писал: «Никто из них ничего не забыл и ничему не научился» (Memdres et correspondance de Mallet du Pan, Paris, 1851, v. II, p. 197). Между тем фразу эту часто приписывают Талейрану. Неоднократно повторяли ее по адресу Бурбонов после их реставрации в 1815 году.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.