Значение крылатых выражений — Мертвые срама не имут, Место под солнцем, Метать жребий об одеждах, Мефистофель, Меценат

Значение крылатых выражений — Мертвые срама не имут, Место под солнцем, Метать жребий об одеждах, Мефистофель, Меценат

«Мертвые срама не имут«

По словам летописца, князь Святослав обратился к своим воинам перед битвой с греками в 970 году со словами: «Не посрамим земли Русския, но ляжем костьми тут: мертвие бо срама не имут» (Н. М. Карамзин, «История государства Российского»).
Примеры из литературы:
О Святослав, бич древних лет,
Се твой полет орлиной.
«Погибнем! Мертвым срама нет!»
— Гремит перед дружиной.
(В. А. Жуковский, «Певец во стане русских воинов»)
Хорошо вам.
Мертвые сраму не имут.
Злобу к умершим убийцам туши.
Очистительнейшей влагой вымыт
Грех отлетевшей души.
(В. Маяковский, «Война и мир. Пролог»)

«Место под солнцем«

Это выражение встречается уже у Паскаля (1623—1662), хотя, возможно, что он не является автором его. Паскаль пишет: «Эта собака моя, — говорили эти бедные дети, — это мое место под солнцем: вот начало и образ захвата всей земли» (Pascal, Pensees, 1670, part I, art. IX, § 53). В «Песнях» Беранже, в стихотворении «Священный союз народов» есть такие строки: «Разделите лучше пространство слишком тесного земного шара, и каждый из вас будет иметь свое место под солнцем» (Beranger, Chansons, Paris, 1827). У Бальзака встречаем слова: «Я всего лишь бедняк, ничего не желающий, кроме своего места под солнцем» (Le Colonel Chabert, 1832). Если из приведенных цитат ясно, что первоначально выражение «место под солнцем» употреблялось в значении «право на существование» и носило гуманистический отпечаток, то впоследствии оно получило политическую окраску.
С политической направленностью это выражение употребил, например, в получившей широкий международный отклик речи своей в Германском рейхстаге 6 декабря 1897 года имперский статс-секретарь иностранных дел, позднее имперский канцлер, граф Бернгард Бюлов (1849—1929). Касаясь захвата Германией китайского порта Киао-Чао, он сказал: «Мы готовы считаться с интересами других великих держав в Восточной Азии, в твердой уверенности, что и наши собственные интересы также встретят подобающее им уважение. Одним словом, мы никого не хотим ставить в тень, но мы требуем и нашего места под солнцем». Таким образом, в этой речи борьба за место под солнцем в сущности означала борьбу за передел мира.

«Метать жребий об одеждах«

Выражение употребляется в значении: преждевременно делить чье-либо наследство, спорить о нем. Возникло из библии: «Разделиша ризы моя себе и о одежде моей меташа жребий» (Псал. 21, 18). Евангельская легенда рассказывает: когда Иисус был распят на кресте, но еще не умер, распявшие его воины стали делить его одежды, бросая жребий, кому что взять (Марк, 15, 24; Матф., 27, 35).
Пример из литературы:
— Благопрятель еще жив, а мы уж рассчитываем, кого бы нам посадить (на его место), чтобы нашу руку гнули. Об одеждах его мечем жребий (П. Д. Боборыкин, «Китай-город»).

«Мефистофель«

В трагедии Гете «Фауст» (1808) Мефистофель — адский дух, олицетворяющий злое, все отрицающее начало. Популярности этого образа способствовали оперы: «Мефистофель» Арриго Бойто (1842—1918) и особенно «Фауст» (1859) Шарля Франсуа Гуно (1818—1893). Имя Мефистофель стало синонимом язвительно злого насмешника. Отсюда же возникли выражения: «мефистофельский смех, улыбка» — язвительно злые; мефистофельское выражение лица — язвительно насмешливое.
Примеры из литературы:
…кто же был нашим разочарователем, нашим Мефистофелем? Кто явился сильной, грозной реакцией и гораздо прохладил наши восторги? (В. Г. Белинский, «Литературные мечтания»).
«Что он Гекубе, что она ему?» — раздается сзади шепот титулярного советника Корепанова… к сожалению, разыгрывающего неприятную роль какого-то губернского Мефистофеля (М. Е. Салтыков-Щедрин, «Невинные рассказы»).
…едкая мефистофельская улыбка не сходила с лица его во весь вечер (Ф. М. Достоевский, «Дядюшкин сон»).
— Быть Мефистофелем в уездном городе — это очень легко, вы бы попробовали быть честным человеком (М. Горький. «Зыковы»).

«Меценат«

Богатый римский патриций Гай Цильний Меценат (род. между 74 и 64 до н.э., ум. в 8 до н.э.) широко покровительствовал художникам и поэтам. Гораций, Вергилий, Проперций прославляли его в своих стихах. Марциал (40—102 н.э.) в одной из своих эпиграмм (8, 56) говорит: «Были бы, Флакк, Меценаты, не будет недостатка в Маронах», то есть в Вергилиях (Vergilius Маго). Благодаря стихам названных поэтов имя его стало нарицательным для богатого покровителя искусств и наук.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.