Значение крылатых выражений — Голиаф, Головокружение от успехов, Головотяпы, Голубой цветок, Голубь мира

«Голиаф«

Нарицательное имя человека очень высокого роста и большой физической силы, по имени филистимлянского богатыря-великана, которого Давид убил камнем, брошенным из пращи, о чем рассказано в библии (1-я Книга Царств, 17).
Пример из литературы:
Когда мало-помалу это почтенное общество лиц отступило в голове Бельтова на второй план и все они слились в одно фантастическое лицо какого-то колоссального чиновника, насупившего брови, неречистого, уклончивого, но который постоит за себя, Бельтов увидел, что ему не совладать с этим Голиафом и что его не только не собьешь с ног обыкновенной пращой, но и гранитным утесом, стоящим под монументом Петра 1 (А. И. Герцен, «Кто виноват?»).

«Головокружение от успехов«

Заглавие статьи И. В. Сталина, напечатанной 2 марта 1930 года в «Правде» по поводу перегибов, допущенных при коллективизации сельского хозяйства некоторыми местными организациями: «…успехи имеют и свою теневую сторону, особенно, когда они достаются сравнительно «легко», в порядке, так сказать, «неожиданности». Такие успехи иногда прививают дух самомнения и зазнайства: «Мы все можем!», «Нам все нипочем!» Они, эти успехи, нередко пьянят людей, причем у людей начинает кружиться голова от успехов, теряется чувство меры, теряется способность понимания действительности, появляется стремление переоценить свои силы и недооценить силы противника, появляются авантюристские попытки «в два счета» разрешить все вопросы социалистического строительства (Соч., т. 12, с. 192). Со времени появления этой статьи И. В. Сталина выражение «головокружение от успехов» стало формулой зазнайства, переоценки своих сил.
Примеры из литературы:
Самокритика необходима не только для искоренения всякого рода прорывов и недостатков, она нужна и для предупреждения чрезвычайно опасного для нас «головокружения от успехов» (С. М. Киров, Избранные статьи и речи 1912—1934, М. 1937, с. 349).
Беспокойно и страстно жил… Хмелев в искусстве, всегда он ставил перед собой новые и все более сложные задачи, не позволяя себе ни на секунду отдаться «головокружению от успехов», никогда не останавливаясь в пути (В. Комиссаржевский, «Искусство борьбы и жизни», «Лит. газ.», 2 ноября 1950 года).

«Головотяпы«

Слово это применяется к людям бестолковым, небрежно, халатно относящимся к какому-либо делу. Оно употреблялось в народной речи и было взято М. Е. Салтыковым-Щедриным из «Пословиц русского народа» В. И. Даля. Широкое распространение получило вследствие применения его великим сатириком в «Истории одного города» (1869—1870). В главе «О корени происхождения глуповцев» (обитателей города Глупова) Салтыков пишет: «Был… в древности народ, головотяпами именуемый… Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо все, что бы ни встретилось на пути. Стена попадется — об стену тяпают; богу молиться начнут — об пол тяпают…»

«Голубой цветок«

Выражение восходит к роману немецкого романтика Новалиса (1772—1801) «Гейнрих фон Офтердинген» (1802), герой которого — известный немецкий мейстерзингер (поэт и певец) XIII в. Новалис последовательно проводит в романе тезис о зависимости реальной жизни от якобы порождающего ее мира грез и сновидений. На функциях такого интуитивного предвосхищения жизни в роман введен сон Офтердингена о голубом цветке. В поисках этого голубого цветка растет поэтический дар Офтердингена. Голубой цветок становится символом томления романтиков по мистическому идеалу. Мотив голубого цветка заимствован Новалисом из немецкого фольклора, повествующего о чудесном голубом цветке, раскрывающем глаза пастуху, случайно прикрепившему его к своей одежде; пастух благодаря этому получает возможность найти клад (J. Grimm, Deutsche Mythologie, 3 Aufl. Gottingen, 1854, S. 1152). Выражение «голубой цветок», ставшее лозунгом романтиков, в литературной речи получило значение несбыточной мечты, неосуществимого идеала.

«Голубь мира«

Выражение получило широкое распространение в связи с деятельностью Всемирного Конгресса Сторонников Мира. Первый конгресс был созван 20—25 апреля 1949 года и заседал одновременно в Париже и Праге. Рисунок для международной эмблемы мира — голубь с оливковой веткой в клюве — был выполнен Пабло Пикассо. Голубь, точнее голубка, еще в древности — обычная эмблема плодородия, а затем и мира. В библейском мифе о всемирном потопе голубка приносит Ною в ковчег оливковую ветку как весть об умиротворении стихии (Бытие, 8, 9—10). В древнем Риме эмблемой мира служили голубки Венеры, свившие гнездо в опрокинутом шлеме Марса.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике Разное и отмечена метками , , , . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.