Значение крылатых выражений — Власть земли, Власть тьмы, Влечение род недуга, Вложить персты в язвы, Во мпогоглаголании нет спасения

Значение крылатых выражений — Власть земли, Власть тьмы, Влечение род недуга, Вложить персты в язвы, Во мпогоглаголании нет спасения

«Власть земли«

Заглавие серии очерков Г. И. Успенского (1882). Употребляется в значении: зависимость крестьянской жизни от земледельческого труда.
Примеры из литературы:
…связь с землей понижает заработок кустаря. Нам нечего распространяться о громадном значении этого факта, выясняющего истинное значение «власти земли» в современном обществе (В. И. Ленин, «Кустарная перепись в Пермской губернии», Соч., т. 2, с. 364—365).
Истинный кормилец крестьянина не земля, а растение, и все искусство земледелия состоит в том, чтобы освободить растение и, следовательно, и земледельца от «власти земли» (К. А. Тимирязев, Соч., т. III, М. 1938, с. 17).
Теперь у него (крестьянина) есть отличный учитель — рабочий-коммунист, он заменил соху трактором, серп и косу — комбайном, он освобождает крестьянство от каторжного труда, от нищеты и от вековой «власти земли», которая держала разум крестьянства в тьме всяческих суеверий, в тяжелом, уродующем душу невежестве (М. Горький, «Об анекдотах и еще кое о чем», Соч., т. 26, с. 206).

«Власть тьмы«

Выражение, ставшее синонимом невежества, культурной и политической отсталости (преимущественно в старой русской деревне), получило крылатость после появления драмы Л. Н. Толстого «Власть тьмы, или Коготок увяз — всей птичке пропасть» (1887). Выражение это восходит к евангелию (Лука, 22, 53).
Пример из литературы:
Старая деревня со всей ее жутью, властью тьмы, горем и мраком встает перед нами со страниц ее «бытописателя (С. П. Подъячева) (И. Рябов, «Правда жизни», «Лит. газ.», 18 февраля 1950 года).

«Влечение, род недуга«

Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), действие 4, явление 4, слова Репетилова, обращенные к Чацкому:
Пожалуй, смейся надо мною…
А у меня к тебе влеченье, род недуга,
Любовь какая-то и страсть,
Готов я душу прозакласть,
Что в мире не найдешь себе такого друга.
Пример из литературы:
Есть, очевидно, глубокие причины, которые создают у мещанской интеллигенции «влечение род недуга», влечение под крылышко либеральной буржуазии (В. И. Ленин, «Кадеты второго призыва», Соч., т. 15, с. 51).
У меня, батенька, «влеченье, род недуга» к бездомным собакам (М. Горький, «Жизнь Клима Самгина», 2, Собр. соч., т. 20, с. 16).

«Вложить персты в язвы«

Выражение, возникшее из евангелия (см. Фома неверный), употребляется в значении: коснуться уязвимого, больного места у кого-либо; не доверяя другому, самому убедиться в чем-либо на опыте.
Пример из литературы:
…я должен сознаться, что Поликсена Ивановна ежели и не прямо вложила персты в язвы, то во всяком случае довольно близко нащупала больное место (М. Е.Салтыков-Щедрин, «Круглый год», Первое декабря).

Во многоглаголании несть (нет) спасения.

Выражение возникло на основе евангельского текста: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии (многоглаголании) своем будут услышаны» (Матф., 6, 7). Употребляется как характеристика пустого и бесполезного многословия.
Примеры из литературы:
— Да ты молчи… коли тебя не спрашивают. Знаешь, что в многоглаголании несть спасения (П. И. Мельников-Печерский, «Старые годы», 5).
Родственница, втайне чувствовавшая, что во многоглаголании гостя спасерия нет, старалась подвигнуть его к действию (Г. И. Успенский, «Из биографии искателя теплых мест», 2).

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.