Значение крылатых выражений — Веселенький пейзажик, Веселыми ногами, Ветхий Адам, Вечный город, Вечный жид

«Веселенький пейзажик«

Выражение, часто повторяемое с иронией художником Череваниным в повести Н. Г. Помяловского «Молотов» (1861): «Захлопнут гроб крышкой… и опустят тело в подземные жилища… ползут черви, крысы, кроты… Веселенький пейзажик». Употребляется в знак горькой иронии по поводу какого-либо безрадостного, наводящего уныние явления.
Пример из литературы:
Италия меня просто потешает; чиновники… нет-нет да и утянут кассу какую-нибудь да и в Америку… В Бельгии воруют и бегут! в Италии воруют и бегут. Королевский сынок (Мирафиори, незаконный) выпускает на папашино имя фальшивые вексельки на несколько миллионов… В России Константин Николаевич берет 7 миллионов и не дает отчета! А банкротства банков и торговых обществ! Это a lordre du jour (в порядке дня). Это все веселенькие пейзажики… (Письмо В. М. Озерова Н. П. Огареву 23 марта 1876 года, «Литературное наследство», т. 62, стр. 456).

«Веселыми ногами«

Выражение из церковных пасхальных песнопений: «К свету идяху, Христе, веселыми ногами». Утратив свою церковную окраску, употребляется насмешливо в значении: идти навеселе, подвыпив.
Пример из литературы:
Он водрузил обещанную свечу перед иконой за ранней обедней. Но у него оказался излишек от взятой дома суммы… Он вышел из церкви и прошел в слободу, где оставил и излишек, и пришел домой «веселыми ногами», с легким румянцем на щеках и на носу (И. А. Гончаров, «Обрыв»).

«Ветхий Адам (человек)«.

Выражение восходит к Посланиям апостола Павла к римлянам (6, 6), ефесянам (4, 22), колоссянам (3, 9), где имеет значение: грешный человек, который должен нравственно переродиться; отсюда «совлечь с себя ветхого человека, Адама» получило значение: духовно обновиться, освободиться от старых привычек, взглядов.
Примеры из литературы:
Поэзия… — твой истинный удел, — умертви в себе ветхого человека — не убивай вдохновенного поэта (А. С. Пушкин, Письмо А. А. Дельвигу 23 марта 1821 года).
По мере роста сопротивления буржуазии и ее прихлебателей растет сила пролетариата и присоединяющегося к нему крестьянства. Эксплуатируемые крепнут, мужают, растут, учатся, скидывают с себя «ветхого Адама» наемного рабства… (В. И. Ленин, «Запуганные крахом старого и борющиеся за новое», Соч., т. 26, с. 364.)
Только теперь крепостная, пребывавшая в медвежьей спячке, патриархальная, благочестивая и покорная Россия совлекла с себя ветхого Адама; только теперь русский народ получил действительно демократическое, действительно революционное воспитание (В. И. Ленин, «Доклад о революции 1905 года», Соч., т. 23,. с. 233).
Вам нужно хотя на месяц совлечь с себя петербургского человека, махнуть на все рукой и обратиться в бегство (А. П. Чехов, Письмо А. Н. Плещееву 23 февраля 1888 года).

«Вечный город«

Это устойчивое в мировой литературе наименование Рима восходит к 5-й элегии второй книги элегий римского поэта Тибулла (54-19 до н.э.). Стихотворение является своего рода гимном Аполлону, который в качестве покровителя Рима предвещает ему через Сивиллу необычайный рост его величия. Мотив о вечности Рима проходит также в творчестве позднеримских поэтов Клавдия Клавдиана, который уверен, что Риму «не будет конца», и Клавдия Рутилия Намациана, который, покидая Рим, восклицает: «Жизни грядущей твоей нет пределов». К этой традиции примыкает и историк распадающейся Римской империи Аммиан Марцеллин, который писал: «Рим будет жить, пока будет существовать человечество». (М. М. Покровский, История римской литературы, М. 1942, стр. 388.) Несмотря на то, что все писатели древности, говорившие о вечности Рима, имели в виду его политическое могущество, наименование «Вечный город» удержалось за Римом и позднее. Однако содержание выражения претерпело при этом существенное изменение. Под «Вечным городом» стали понимать Рим как огромный культурный комплекс, обнимающий античность, христианство и Возрождение.
Примеры из литературы:
Италия была второй страной новой Европы, где загорелся свет просвещения. Италию можно назвать… христианской реставрацией изящного мира древнего. И потому, как Испания представляла собой чудесное зрелище фантастического слияния аравийского духа с европейским христианством, так Италия представляла не менее чудное зрелище фантастического слияния древнего с европейским христианством, которого вечный город ее был главой и представителем (В. Г. Белинский, «Сочинения Державина», СПБ. 1843, статья 2).
«Вечный город» несколько раз менял свой броню; следы разных одежд его остались, по ним можно судить, какова была его жизнь. Рим — величайшее кладбище в мире, величайший анатомический театр; здесь можно изучать былое существование, смерть во всех ее фазах. Прошедшее здесь легко восстановляется по одной колонне, по нескольким камням (А. И. Герцен, «Письма из Франции и Италии, Письмо пятое»).

«Вечный жид«

Выражение, обозначающее вечного скитальца, возникло из средневековой легенды об еврее Агасфере, обреченном на вечные скитания в наказание за то, что он отказался помочь Иисусу нести крест, с которым тот шел на распятие. Трагический образ Агасфера, легенда о котором, по мнению некоторых ученых, уходит корнями в эпоху переселения народов, широко использован в мировой литературе — Шубарт (1783), Гете (1792), Ленау (1839), Жуковский (1851), Эжен Сю (1845) и др.
Пример из литературы:
Да, Пальмин переехал!!! Кочует, как цыган… Что за причина, не могу понять. Вероятно, за грехи родителей обречен блуждать по Москве на манер Вечного Жида (А. П. Чехов, Письмо Н. А. Лейкину 6 ноября 1886 года).

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике Разное и отмечена метками , , , , , . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.