Значение крылатых выражений — Бочка Данаид, Бочка Диогена, Британский лев, Бронированный кулак, Бросать камень

«Бочка Данаид«

Данаиды в греческой мифологии — пятьдесят дочерей царя Ливии Даная, с которым враждовал его брат Египет, царь Египта. Пятьдесят сыновей Египта, преследуя Даная, бежавшего из Ливии в Арголиду, вынудили его отдать им в жены его пятьдесят дочерей. В первую же брачную ночь Данаиды, по требованию отца, убили своих мужей. Только одна из них решилась ослушаться отца. За совершенное преступление сорок девять Данаид были после своей смерти присуждены богами вечно наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве Аида. Отсюда возникло выражение «бочка Данаид», употребляемое в значении: постоянный бесплодный труд, а также — ненасытное желание. Миф о Данаидах впервые изложен римским писателем Гигином (Басни, 168), однако образ бездонного сосуда встречается у древних греков раньше. Лукиан первый использовал выражение «Бочка Данаид».
Примеры из литературы:
Май месяц был особенно плодороден для репертуара русских театров: страшно сказать — тринадцать новых пьес в один месяц!.. Ужасающее количество! Кровь стынет в жилах при мысли о нем. Вы смеетесь, читатели, а я так плачу: ведь мне надо рассказать вам содержание каждого из этих великих творений, а это, поверьте, пытка, ничем не легче труда Данаид (В. Г. Белинский, «Русский театр в Петербурге»).
Ведь жажда к богатству… это — современная бочка Данаид. …Сколько туда ни лейте, все будет мало (Г. Данилевский, «Девятый вал»).
(Базаров) никогда не пробует серьезно разговаривать с Ситниковым или с Кукшиною, потому что эти господа очевидно изображают своими особами бездонную бочку Данаид. Сколько в них ни вали дельных мыслей, хоть весь британский музеум опрокинь в их головы, все будет пусто и все будет проходить насквозь с величайшей легкостью (Д. И. Писарев, «Реалисты»).

«Бочка Диогена«

Диоген (ок. 404—323 до н.э.) — древнегреческий философ, принадлежавший к школе киников (циников). Высшей нравственной задачей киники считали подавление всех страстей, сведение всех потребностей к минимуму; возврат к «естественному», животному состоянию они признавали основой счастья и добродетели. Призывая довольствоваться малым, Диоген всем образом своей жизни доказывал пренебрежение к культуре. О нем сохранилось много легендарных рассказов. Передавали, например, что он жил в бочке, считая дом роскошью (Диоген Лаэртский, «Жизнь, учение и мнения знаменитых философов»). На основе этого предания возникло выражение «Бочка Диогена».
Примеры из литературы:
— Человек должен жить с людьми, Михайло Михайлыч! Что за охота сидеть, как Диоген в бочке? (И. С. Тургенев, «Рудин»).
Марка он видел, и как ни прятался тот в диогеновскую бочку, Райский успел уловить главные черты его физиономии (И. А. Гончаров, «Обрыв»).

«Британский лев«

Национальная эмблема Великобритании. Впервые иносказательно, в значении Великобритания, выражение это употреблено, повидимому, английским писателем Джоном Драйденом (1631—1700) в поэме «Лань и барс» (1687).

«Бронированный кулак«

Выражение, характеризующее германский милитаризм, возникло в Германии в середине 19 века. Применялось оно, например, по отношению к политике Бисмарка, декларировавшего, что «великие вопросы времени решаются железом и кровью» и стремившегося объединить Германию силой прусского оружия. Однако крылатым выражение это стало после речи, произнесенной Вильгельмом II в декабре 1897 года при проводах брата его, принца Генриха, отправлявшегося в Китай. Генрих должен был ввести эскадру германских военных судов в Кио-Чао в ответ на то, что в Китае были убиты два германских католических миссионера.
В своей речи Вильгельм рекомендовал брату ответить ударом бронированного кулака, в случае, если кто-либо осмелится покуситься на интересы Германии. Оппозиционная пресса подхватила слова Вильгельма II. В печати заговорили об «интервенции бронированного кулака Германии», о «евангелии бронированного кулака, проповедуемом братом императора в Китае» и т.д. В дальнейшем выражение «бронированный кулак» получило значение милитаризма вообще. (Otto Ladendorf, Historisches Schlagworterbuch, Strass-burg —Berlin, 1906).
Примеры из литературы:
(В прошлом) Берлин олицетворял грубость, заносчивость, надменность германского милитаризма… В трех фигурах выражена история этого Берлина: Бисмарк, кайзер Вильгельм II, Гитлер… У всех один язык — надменной силы. У всех одна вера — в бронированный кулак (Д. Заславский, «Фельетоны», М. 1949, с. 170).

«Бросать камень«

Выражение «Бросать камень» в кого-нибудь в смысле: обвинять, возникло из евангелия (Иоанн, 8, 7); Иисус сказал книжникам и фарисеям, которые, искушая его, привели к нему женщину, уличенную в прелюбодеянии: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (в древней Иудее существовала казнь — побивать каменьями).
Примеры из литературы:
— …я не кинула бы в нее камнем, если б она честно заявила мужу, что любит другого (П. Д. Боборыкин, «Перевал»).
… здесь никого не ограничивали, все говорили много, и я грешен в этом: но пусть в меня бросит камень тот, кто сам не грешен в этом деле из числа присутствующих здесь американской, английской и французской делегации (А. Я. Вышинский, Речь на Дунайской конференции 18 августа 1948 года, «Правда»).

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике Разное и отмечена метками , , , , , . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.