Народные приметы про животных

Даже современного человека окружают десятки “братьев наших меньших” — представителей животного мира. В древности, да и в не столь отдаленные времена, их было еще больше, поскольку наши предки жили в единстве с природой. Присматриваясь к повадкам животных, птиц, рыб и насекомых, человек обнаруживал некоторые закономерности в их поведении, связь с явлениями природы, с событиями в семейной жизни. Так появились приметы и поверья. По сей день мы, заметив купающихся воробьев, делаем вывод, что быть дождю.

А если черный кот дорогу перейдет — предпринимаем целый ряд предохранительных мер. Что же кроется за этими и другими поверьями? Где тут правда, где домысел, а где и вымысел? Но даже тот известный факт, что кошка определяет, где болит у хозяйки, и ложится именно на это место, оттягивая на себя болезнь, свидетельствует о необходимости быть внимательным к повадкам животных. А таких фактов народ подметил и вычислил сотни и сотни.

В доме тепло, а кошка на печке лежит — быть морозу.

Если кошка голову под брюхо прячет — к морозу.

Если летом кошка спит калачиком — к близкому ненастью.

Многочисленные приметы, связанные с кошкой и предвещающие ту или иную погоду, основаны на том, что кошка очень чувствительна к погодным переменам и может предчувствовать их. Тяга к теплу перед похолоданием у кошек осталась и после исчезновения печей. Если вы внимательно понаблюдаете, то увидите, что перед морозом кошка лежит на батарее парового отопления: она словно бы набирается тепла на период холодов. Значит, есть смысл учитывать народные приметы, в которых явно просматривается причинно-следственная связь.

Кто кошку любит — дом от беды бережет.

Кота убить — семь лет удачи не видать.

Кошку в дорогу не берут: от нее лошади сохнут.

Приметы эти могут показаться на первый взгляд взаимоисключающими. Но это не так. С домом кошка (кот) связана навечно: она и мышей ловит, и самое здоровое место находит, и погоду предсказывает, и хозяину (хозяйке) во время болезни пытается помочь. Кошка бережет дом и от змей: они очень боятся кошек, не вступают с ними в борьбу, а предпочитают бежать с места встречи. Что касается лошадей, то они действительно становятся пугливыми и мнительными, чутко реагируя на присутствие кошки, которую узнают по запаху. Дело в том, что лошади генетически опасаются всех кошачьих: тигров, барсов, львов — заодно и их мелких родственников кошек. Поэтому для них “страшнее кошки зверя нет”.

Волк дорогу перебежал — к счастью.

Примета странная, если учесть, что волков всегда боялись и даже признавали за ними родство с нечистой силой. Объяснением приметы может служить то, что опасность миновала. А еще то, что покровителем и волка, и стад считается один и тот же святой — Георгий (в дохристианские времена — Велес). Об этом пословица: “Что у волка в зубах, то Георгий дал”. То есть не по своей воле он овечку съел, а по воле Божией. Являясь частично порождением нечистой силы, волк в то же время находится во вражде с нею. Поэтому его когти, зубы и шерсть нередко используются в народе как средство от болезней.

Божию коровку никогда не убивай — бедой обернется.

Запрет основан на необходимости охранять это насекомое, чрезвычайно полезное в сельском хозяйстве, ибо оно уничтожает тлю. В сущности, тля и есть беда для крестьянина.

Белка дорогу перебежит — не к добру.

Возможно, тут сказывается некое приравнивание белки к кошке: перебегание дороги кошкой (в отличие от волка!) не считалось благоприятным. Некоторые исследователи считают, что такое отношение к зверьку с пушистым хвостом основано на том, что некогда он был единственным свидетелем грехопадения Адама и Евы; следовательно, в натуре белки — быть рядом с грешным делом. Однако реально многие из нас встречали белок в городских парках, те не раз перебегали нам дорогу — и никаких особых невзгод мы после этого не испытывали. Скорее всего, все приметы о перебегании кем-то дороги связаны не с реальностью, а с мистическим нарушением цельности пути.

Воробей — проклятая птица, надо его гнать от дома.

Суеверие это уходит корнями в легенду об Иисусе. Во время распятия Иисуса ласточки уносили в своих клювах гвозди подальше от креста, а воробьи снова их приносили. Считается, что с той поры они прокляты и потому не шагают, как прочие птицы, а прыгают: на их лапах висят невидимые оковы. Не удивительно в этой связи и такое поверье: если воробей влетит в избу — это к вестям о покойнике. Имеет право на существование и бытовая версия: воробья отовсюду гонят из-за того, что он — воришка. На этом фоне выглядит парадоксальной (и все же существует) примета: если воробей привидится во сне — это к любовным делам.

Стая галок или ворон перед домом с утра кричит — к худу.

Эта и прочие отрицательные приметы основаны на уверенности, что галки и вороны — птицы дьявола; более того, ведьмы любят превращаться именно в галок и ворон. Бытовой же смысл приметы прост: крики галок и ворон далеки от музыкальности, слушать их неприятно.

Если ворон сядет на крышу дома и прокаркает, то в доме вскоре кто-то умрет.

В основе лежит отношение к ворону как к изначально зловещей птице. Наверное, нет ни одного поверья, ни одной приметы, где ворон играл бы положительную роль. Причина в том, что питается он падалью, мертвечиной; в сознании и установилась такая причинно-следственная связь: прилетел ворон — быть мертвечине. Даже во сне увиденные ворон или ворона означают смерть, голод, в “лучшем случае” — неприятности.

Паука нельзя убивать — несчастье случится. (Но существует и обратная примета: Хочешь счастья — убей паука.)

Внезапно паучка на паутине увидеть — к письму.

Диаметрально разное отношение объясняется тем, что, с одной стороны, паук — существо отпугивающее, связанное с углом, с темным миром, но, с другой стороны, его способность ткать паутину приближает это насекомое к домашнему ремеслу. Поэтому сам паук воспринимается как вестник несчастья, но паук на паутинке (или даже сама паутинка) предвещает новость, письмо, сообщение.

Стучит в окно синица или другая птица (кроме вороны, ворона) — к доброму известию.

Птицы издавна воспринимались как олицетворение душ умерших (за исключением ворона, вороны — птиц нечистых). Однако не во всех местностях птичка за окном воспринимается как добрый знак, в некоторых — наоборот. Вероятнее всего, в таких случаях произошла подмена, ибо традиционно считается, что не к добру — влетевшая в дом птица, а не стучащаяся в окошко. Конечно, большую роль играет в этих поверьях само по себе окно. Ведь в давние времена именно через окно выносили гроб, оно являлось своего рода туннелем связи между живущими и умершими. Ну а с точки зрения психологического влияния, естественно, более приятно, спокойно и радостно, если увидишь за стеклом синицу, нежели ворону.

Залетела бабочка в дом — выпусти, а то будет несчастье.

Примета основана на уверенности, что бабочка — это душа умершего. Залетевшую в дом бабочку убивать нельзя — надо осторожно поймать ее и выпустить в окно (как и залетевшую в дом божью коровку).

Кто ласточку убьет, того покинут удачи в домашнем хозяйстве.

Ласточка устраивает гнездо рядом с человеческим жильем и всегда почиталась как домовитая хозяйка. Она любит светлые сухие места и в нездоровом, болотистом месте жить не будет. Поэтому люди радуются появлению ласточки над карнизом своего дома и оберегают ее.

Хочешь уберечь дом от воров — держи у себя черную кошку, или черную собаку, или черного петуха.

Для своих эта черная живность — домашняя, не страшная, а чужим, в том числе ворам, несчастье приносит. Увидит вор черную кошку, которая ему дорогу переходит, — и побоится воровать. Благодаря таким приметам, видимо, и уцелели черные кошки: и они пригодились.

Муравьи завелись в доме — к добру.

В наше время, несмотря на эту примету, с муравьями борются, пытаясь извести их всеми силами (что не всегда удается). Поверье построено на том, что муравьи — семейные насекомые: они тоже имеют свой дом, свою иерархию, разделение труда — есть разведчики, охотники, нянечки, “дворники” и т.д. Не последнюю роль для формирования поверья имело число муравьев: поскольку их всегда много, то и добра должно быть много. Немаловажным было и соображение, что в доме, где нечем поживиться, и муравьи не водятся. Возможно, муравьям отводилась также роль безвредных чистильщиков: малейшую крошку обнаружат и подберут.

Лошадь спотыкается — удачи не жди.

Лошадь — один из наиболее давних спутников человека, и потому за века совместного проживания человек наделил лошадь огромным числом способностей, которые ей не всегда и присущи. При этом несомненно, что лошадь — умное, тонко чувствующее животное. Она чутко реагирует на опасность: прекрасное обоняние позволяет ей издалека реагировать на запах хищника. Чует она и воду, траву, далее если до них еще значительное расстояние. Спотыкающаяся лошадь — символ беды: значит, что-то не так либо с ней самой, либо вокруг. В мистическом плане спотыкающаяся лошадь ассоциировалась (в отличие от лошади резвой, скачущей) с потусторонним миром. Это пошло с давних времен, когда гроб с телом покойного на кладбище везли именно на лошади. Спотыкаясь, понуро возвращался конь и с поля боя, везя на себе убитого седока.

Встретить лисицу — к плохим вестям.

Примета связана скорее с образом этого зверька, нарисованном в многочисленных сказках, чем с реальными наблюдениями: лиса всегда изображалась как хитрая, коварная, недобрая. А реально лиса, встреченная недалеко от жилья, может предвещать недостачу кур и прочей домашней живности. Не случайно и о людях существует пословица: “Где я лисой пройду, там три года куры водиться не будут”.

Слушая кукушку, звени мелочью в кармане, — тогда деньги водиться будут.

С кукушкой в народе связано гораздо больше запретов и негативных наблюдений, чем положительных. Так, считается, что “обкукованному натощак” грозит несчастье; нельзя сеять целый ряд растений, когда раздается кукование; ее голос в непосредственной близости к дому предвещает чью-либо смерть и т.д. Но, поскольку она имеет особенность куковать подолгу, народ связывает это с возможностью что-нибудь загадать: продолжительность ли жизни или, как в данном случае, денег столько, сколько она накукует. Знающие люди говорят, что поверье сбудется только в том случае, если это будет первая весенняя кукушка, которую вы услышите, и если в этот момент вы будете веселым, а не угрюмым.

Куры все враз закудахтали — ссоры не миновать.

Основано на внешней похожести кудахтанья и шума ссоры, когда все одновременно кричат. Но поскольку враз закудахтать куры могут из-за появления хищника (той же лисы), то и в самом деле возможна ссора — из-за того, что кто-то из хозяев недоглядел за курами. О курах существует множество пословиц: носится, как курица с яйцом; курица гогочет, а петух молчит; скажешь курице, а она всей улице — и т.д. Еще одна иносказательная народная мудрость: “Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где Богу молятся”.

Кот лапкой морду умывает — гостей намывает.

Связь между котом и гостями скорее обратная: после ухода гостей накормленный кот умывает мордочку. Но со временем в памяти осталось основное наблюдение: пир с гостями — умывающийся кот. Если учесть, что в деревне в гости принято ходить не в будние дни (занятые трудом), а в праздники, то примета станет еще более ясной: в праздник гости идут друг за другом; остатков пищи много, и коту раздолье — только успевай умываться.

Черная кошка дорогу перебежит — не видать удачи в этот день.

Надо или повернуться вокруг своей оси, или, разломив на две части прут, бросить обломки в разные стороны. Можно на правой руке скрестить пальцы, положив средний на указательный. Черная кошка — один из наиболее зловещих символов в славянской мифологии. Она напрямую связана с нечистой силой, с ведьмами, ею оборачиваются колдуньи и т.д. Этот мотив нашел широчайшее отражение и в народных сказках, и в литературе (достаточно вспомнить хотя бы повести Гоголя). Соответственно считается, что перебежавшая дорогу черная кошка может навлечь на человека неудачу. Как избавиться от такого “сглаза”? Повернуться вокруг своей оси, то есть начать путь заново, “с нового витка”. Разломать прут, то есть разомкнуть замкнутую кошкой дорогу, снова освободить эту дорогу для себя, сделать ее открытой и чистой, скрестить пальцы (иногда — взяться за пуговицу), то есть прибегнуть к помощи символического креста (пуговицы нередко пришиваются нитками, образующими форму крестика). Подобное же отношение зафиксировано практически ко всему черному. Идет это от дохристианских времен, атмосфера которых талантливо передана А.Н. Островским в “Снегурочке”: народ-солнцепоклонник не расположен был считать добрыми качествами холодность, мрачность, угрюмость, символами чего являются темнота и черный цвет.

За подаренного кота обязательно надо дать выкуп, а то либо погибнет, либо убежит.

Основа этой приметы больше мистическая, чем реальная: в старину всякое дело начиналось с жертвы — с выделения какой-то части своего достатка в пользу богов или людей. Даже поднося бокал к губам, часть его выплескивали на землю. Видимо, в этом отразились вековые наблюдения: человеку ничего не дается даром, и потому, получая что-то себе, надо частью приобретенного поделиться с другими. “Выкуп” в наше время чаще всего дают за носовой платок, что является отзвуком все того же народного установления: ничего, даже малейшего пустяка, не бери даром.

Ласточки низко летают — к дождю.

Это вполне реальная примета, проверенная веками. Объяснение достаточно простое. Ласточка летает с открытым клювом, захватывая им мошкару. Перед дождем атмосферное давление понижается, и мошкара летает низко над землей. Следовательно, и ласточки добывают этот корм, снижаясь.

Муха в суп попала — жди скорого подарка.

Вряд ли в этом кроется какой-либо действительный смысл, кроме одного: жалко выливать суп. Поэтому брезгливому человеку, увидевшему в своей тарелке муху, говорят о грядущем подарке, намекая: либо подарка лишишься, либо вынь муху да и продолжай есть. Речь идет о первом блюде, ибо со второго даже и брезгливый человек просто смахнет муху рукой, без поползновений на то, чтобы выбросить все содержимое. А потому и подарок ему сулить в этом случае необязательно.

Среди зимы муха в доме летает — к покойнику.

Суеверие из числа мистических. Одно из возможных объяснений его: если мертвое ожило, то живое должно умереть; ожившее тело мухи должно забрать чью-то душу. Трудно поверить, что в этом есть реальный смысл.

Черные тараканы в доме — к богатству, рыжие тараканы — к печали.

Объясняется это поверье так же, как и связанное с муравьями в доме. Тараканы появляются там, где не очень тщательно убирают, где остаются крошки или любая иная пища. То есть, другими словами, там, где живут достаточно обеспеченные люди, позволяющие себе не считать куски. Всего тараканов существует более трех с половиной тысяч видов, но в жилище человека чаще всего обитают черные и “прусаки”. Разделение тараканов на черных и рыжих явно сделано по той причине, что с рыжими труднее бороться, они быстрее плодятся. К тому же они чаще являются переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний.

Если насест обвешать битыми кувшинами, куры хорошо нестись будут.

Если найти камень с дырой и повесить в курятнике, куры целы будут.

Битый кувшин здесь тоже символизирует “куриного бога” многим известный камешек с дыркой. Считается, что такие предметы оберегают кур и помогают им нестись. Скорее всего, эти предметы прежде всего оберегали от сглаза, поскольку взгляд любого прежде всего останавливался на них. Именно поэтому горшки без донышек (а также и бутылки, и любая иная посуда) красовались на шестах — чтобы издали видно было. Может быть, хозяйки поддерживают эту примету по той простой причине, что им со старой посудой жалко расставаться.

Чужих кур не считай — сглазишь.

Чужой счет — вообще признанная опасность сглаза. Считая, мы обращаем взгляд на того, кто подпадает под счет, и сам по себе взгляд трактуется как отнимание чего-то. Хозяйки же связывают этот запрет еще и с тем, что не желают, чтобы кто-то чужой знал, сколько у них в хозяйстве той или иной живности.

Если курица петухом запела, надо ей голову рубить, не то беду накличет.

Признавая, что не к добру курица петухом поет, народ в то же время говорит: “Если курица петухом запела, будет кладлива”. Суть поверья — мистическая: считается, что такая курица может стать оборотнем, а значит, надо от нее избавиться.

Чтоб собака не сбежала, надо вырвать у нее из шеи клок шерсти.

Поверье основано на принципе собственности и переноса части на целое. Раз хозяин владеет клоком шерсти, то символически — и всей собакой. Реально же это объясняется и тем, что родной запах снова привлечет сбежавшего пса. (в действительности такое поверье сбывается редко.)

Доедать то, что мышь грызть начала, — значит, зубы окрепнут.

Похожее поверье касается и выпавшего зуба (“на тебе, мышка, костяной, дай мне железный!). Народ ассоциирует крепость мышиных зубов с теми следами, которые они оставляют на продуктах. С бытовой точки зрения поверье можно объяснить тем, что жалко выбрасывать продукты, лишь слегка тронутые мышью. С этой целью (в первую очередь для детей) и придумана эта формула.

Хочешь, чтоб цыплята были, — наседку сажай, когда скот с поля придет.

Нельзя яйца есть там, где наседка сидит.

Вполне здравые советы, которым и по сей день следуют умные хозяйки. Если скотина еще не размещена по стойлам, ничего не стоит спугнуть наседку с гнезда — и тогда она может снова уже не сесть на яйца. А во втором случае причина запрета такова: отведав оставшейся скорлупы, наседка может поклевать и яйца, — таких случаев немало.

Пословицы и поговорки о домашних животных

Что живо, то и хитро.

Лошадь молодую покупай — на старую денег не теряй.

Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

Ты боишься лошади, а она — тебя.

Корова на дворе — харч на столе.

Лишний глаз при дойке коровы — помеха.

Была у свинки золотая щетинка, да в грязи завалялась.

Свинье только рыло просунуть — и вся пролезет.

Барашка убить — не душу сгубить.

От прыткой козы ни забор, ни запор не спасут.

Собаку грешно кликать человеческим именем.

Кто после собаки ест, у того горло распухнет.

Кошка-пустомойка: долго мылась, гостей не заманила.

Кошка да баба — в избе, собака да мужик — на дворе.

Кошка живуча: лишь девятая смерть ее донимает.

Собака крох подстольных ждет, а кошка — пролитого молока.

Труслив, что заяц, блудлив, что кошка.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Сколько волка ни корми — он все в лес глядит.

Лиса семерых волков проведет.

И у курицы есть сердце.

Лебедь летит к снегу, а гусь — к дождю.

Всякая сорока от своего языка гибнет.

Тетереву вся зима — одна ночь. Змею выше глаз не подымай!

Пчела — Божья угодница: воск на свечи доставляет.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике Легенды и мифы. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.