Краткая биография Марка Григорьевича Фрадкина

Марк Григорьевич Фрадкин родился в Витебске, в семье врача. Довольно рано проявились его музыкальные способности. Родители неоднократно предпринимали попытки определить сына в музыкальную школу, но у мальчика были другие увлечения: техника и театр. В результате он заканчивает политехникум, работает на фабрике и участвует в самодеятельности. Затем идут годы учебы в Ленинградском театральном институте. Первые композиторские опыты связаны с музыкальным оформлением студенческих спектаклей. После окончания института Фрадкин работает в Театре юного зрителя в Минске: заведует музыкальной частью театра, выступает как актер и режиссер. Однако, ощущая недостаток в теоретических знаниях, он поступает в Белорусскую консерваторию на композиторский факультет в класс профессора Н. И. Аладова. В 1939 году Фрадкина призывают в армию и вскоре назначают художественным руководителем Ансамбля песни и пляски Киевского военного округа. В первых же сочинениях военных лет проявились характерные черты творческого почерка композитора — сочетание высокой гражданственности, патриотизма с проникновенным лиризмом, задушевностью. “М. Фрадкин — прирожденный мелодист” — так писали о нем в 1942 году.

И в мирные дни композитора волнует военная тема. В одном из своих интервью он сказал: “В таких песнях, как “За того парня” и “Отец и сын”, слились воедино те идеи, которые я стараюсь неустанно пропагандировать в своем творчестве: то, что пережито людьми, народом нашим, не может быть забыто”. Его песни всегда находят путь к сердцам слушателей, отвечают сокровенным чувствам людей самых разных возрастов. Но прежде всего композитор обращается к молодежи, призывает ее быть ответственной за судьбы мира, хранить вечную память о “тех парнях”, которые победили фашизм. Недаром песня Фрадкина и Р. Рождественского стала девизом молодежного почина — работать за себя и “за того парня”. Песни, посвященные событиям Великой Отечественной войны, такие, как “У деревни Крюково”, “Березы”, “Эскадрилья “Нормандия” и другие, как бы перебрасывают невидимый мост из прошлого в настоящее, делают нам ближе и понятнее думы и стремления поколения 40-х годов.

Преданность Родине, романтика горячих рабочих будней, призыв к борьбе за мир, любовная лирика — темы послевоенных песен. Достаточно вспомнить “Течет Волга”, “Прощайте голуби”, “За фабричной заставой”, “А любовь всегда бывает первой”, “Морзянка”, “Там за облаками”, “К нам в Саратов”, “Увезу тебя я в тундру”. В номере фронтовой газеты Первого Украинского фронта “Армейская правда” от 9 октября 1943 года вторая полоса, посвященная форсированию Днепра, была увенчана стихами:

Как весенний Днепр,
Всех врагов сметет
Наша армия, наш народ.

Это были строки из “Песни о Днепре” М. Г. Фрадкина. С этой песни началась творческая биография композитора. Счастлива судьба и других песен Фрадкина, написанных в те суровые годы. Прозвучав впервые на дорогах войны, они быстро стали популярными и обрели долгую концертную жизнь. Достаточно вспомнить “Случайный вальс”. “Песню о волжском богатыре”, “Дорогу на Берлин”, “Ласковую песню”, “Песню о генерале Ватутине” и послевоенную — “Вернулся я на Родину”. Песни Фрадкина всегда современны, здесь можно говорить о творческой мобильности музыканта, о его умении быстро откликаться на веяния времени. Композитор чутко ощущает духовные потребности современной молодежи, и часто героем его песен оказывается наш современник. Сам композитор так говорил об этом: “У меня есть один основной герой — современный молодой человек.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике Разное. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.