Значение крылатых выражений — Свинцовые мерзости, Свобода равенство братство, Святая святых, Священные камни Европы, Северная Пальмира

Значение крылатых выражений — Свинцовые мерзости, Свобода равенство братство, Святая святых, Священные камни Европы, Северная Пальмира

«Свинцовые мерзости«

Выражение М. Горького, которым он в автобиографической повести «Детство» (1913) характеризует темные стороны жизни дореволюционной России, «тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил… простой русский человек» (гл. 2),Горький пишет: «Вспоминая эти свинцовые мерзости русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе — стоит; ибо это — живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной. И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, — русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их. Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе-человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой» (гл. 12).

«Свобода, равенство, братство«

Популярнейший лозунг французской буржуазной революции 18 века. Известно, что впервые этот лозунг официально фигурирует в постановлении парижского политического клуба кордельеров от 30 июня 1793 года, в котором говорится, что «домовладельцам будет предложено… написать на фасадах их домов большими буквами слова: Единство, неделимость Республики, свобода, равенство, братство или смерть» (Alphonse Aulard, Etudes et legons sur la Revolution fran-gaise, Serie 6, Paris, 1910). Лозунг этот был повторен во французской конституции 1848 года.

«Святая святых«

Выражение употребляется в значении: что-нибудь сокровенное, тайное, заветное, недоступное для непосвященных. Возникло из библии, где «святая святых» означает часть иерусалимского храма, куда мог входить только первосвященник однажды в год (Исход, 26, 34).
Примеры из литературы:
Он ехал отдохнуть и на две недели, и в самой святая святых народа, в деревенской глуши, насладиться видом того поднятия народного духа, в котором он и все столичные и городские жители были вполне убеждены (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина»).
Дальше технические лаборатории. Дальше святое святых, лаборатория самого профессора (М. Пришвин, «Кащеева цепь»).

«Священные камни Европы«

Выражение это восходит, по видимому, к романам Ф. М. Достоевского «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879). В «Подростке» (3, 7, 3) Версилов говорит: «Русскому Европа так же драгоценна, как Россия; каждый камень в ней мил и дорог. Европа так же точно была отечеством нашим, как и Россия… О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем им самим!» Та же мысль в «Братьях Карамазовых» (1, 5, 3). Иван Карамазов говорит: «Я хочу в Европу съездить, Алеша, отсюда и поеду; и ведь я знаю, что поеду лишь на кладбище… вот что.. Дорогие там лежат покойники, каждый камень над ними гласит о такой горячей минувшей жизни, о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу и в свою науку, что я, знаю заранее, паду на землю и буду целовать эти камни, и плакать над ними, — в то же время убежденный всем сердцем моим, что все это давно уже кладбище и никак не более» (2, 5, 3).

«Северная Пальмира«

Пальмира — город в Сирии, возникший в первом тысячелетии до н.э. В древности славился великолепием своих сооружений. «Северная Пальмира» — образное название Петербурга. По свидетельству Д. В. Григоровича, выражение это принадлежит Ф. В. Булгарину, употреблявшему его в своей газете «Северная пчела». Это же подтверждает в одной из своих критических статей Ф. М. Достоевский. Но в несколько иной форме выражение это еще в 1816 году употребил К. Н. Батюшков; в 1820 году К. Ф. Рылеев в стихотворении «К Делии» писал:
В Пальмире Севера прекрасной
Брожу в унынии, как сирота несчастный,
Питая мрачный дух тоской.
Пример из литературы:
… петербургским читателям нашим все увеселения и мероприятия северной Пальмиры известны лучше, нежели нам самим, по тем последствиям, которые они оказывают на их бока (М. Е. Салтыков-Щедрин, «Наша общественная жизнь»).

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.