Значение крылатых выражений — Взгляд и нечто, Взыскующие града, Вкушать от древа познания добра и зла, Власти предержащие, Властитель дум

Значение крылатых выражений — Взгляд и нечто, Взыскующие града, Вкушать от древа познания добра и зла, Власти предержащие, Властитель дум

«Взгляд и нечто«

Выражение, иронически шутливо характеризующее расплывчатые рассуждения о чем-либо без основательного знакомства с предметом рассуждения, возникло из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), действие 4, явление 4, слова Репетилова:
В журналах можешь ты, однако, отыскать
Его отрывок — Взгляд и Нечто.
Об чем бишь Нечто? — обо всем.
Пример из литературы:
(Греч) в 1840 году читал публичные лекции, в которых был «взгляд и нечто» насчет русской грамматики и литературы, преимущественно же современной русской журналистики, которою тогда этот почтенный ветеран русской словесности имел причины быть недовольным (В. Г. Белинский, «Сто русских литераторов», т. 3, СПБ. 1845).

«Взыскующие града«

Выражение возникло из евангельского текста: «Не имамы бо зде пребывающего града, но грядущего взыскуем», то есть «Ибо не имеем здесь находящегося града, но ищем будущего» (Послание к евреям, 13, 14); под «грядущим градом» в евангелии разумеется «царство небесное», отсюда «взыскующие града» — ведущие жизнь праведников; старообрядцы называли так паломников по «святым местам»; «взыскующими града» называла себя секта бегунов, или странников, переходящих с места на место, не имевших, как они говорили, «зде пребывающего града». В литературной речи выражение «взыскующие града» употребляется для характеристики людей, ищущих лучших форм жизни, социальной справедливости.
Примеры из литературы:
(Лев) Толстой не был пророком, не был святым. Но он был чем-то, что не менее важно для жизни. Он был страстным, безоглядным искателем, человеком, «взыскующим града» (В. В. Вересаев, «Художник жизни»).
В «неистовстве» Белинского, в подвижничестве Чернышевского, в героизме русских революционеров… то искание правды, которое было историческим путем русской культуры: «взыскующие града» (И. Эренбург, «Судьба Европы», «Правда», 9 апреля 1943 года).

«Вкушать от древа познания добра и зла«

Выражение возникло из библейского мифа о произраставшем в раю дереве познания добра и зла, вкушать плоды которого Адаму было запрещено богом под страхом смерти. Но змий-искуситель убедил Еву, что вкусившие плодов этого дерева не умрут, но будут «как боги, знающие добро и зло». Ева нарушила запрет и побудила Адама сделать то же. За неповиновение богу они были изгнаны из рая (Бытие, 3). Выражение это употребляется в значении: приобретать знания, постигать смысл разнообразных явлений.
Пример из литературы:
— Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла (Л. Н. Толстой, «Война и мир», 3, 2, 25).

«Власти предержащие«

Выражение из Послания апостола Павла к римлянам (13, 1—5) о повиновении властям: «Всякая душа властям предержащим да повинуется, ибо нет власти не от бога». По церковно-славянскому слово «предержащий» значит: имеющий высшую власть. Выражение это употребляется иронически в значении: начальство.
Пример из литературы:
— А разве ноне стал бояться властей предержащих? (П. И. Мельников-Печерский, «В лесах»)

«Властитель дум«

Выражение из стихотворения А. С. Пушкина «К морю» (1825), в котором поэт назвал «властителями дум» Наполеона и Байрона. В литературной речи оно применяется вообще к великим людям, деятельность которых оказала сильное влияние на умы их современников.
Примеры из литературы:
Подобно страшному метеору, в начале его (XIX века) возник сын судьбы… или, лучше сказать, сама судьба явилась в образе Наполеона, тсго Наполеона, который сделался властителем наших дум (В. Г. Белинский, «Литературные мечтания»).
Руководитель самого передового в те годы журнала «Современник», он (Н. Г. Чернышевский) становится властителем дум прогрессивного русского общества (В. Щербина, Великий русский революционер-демократ, «Правда», 29 октября 1949 года).
Михаил Иванович (Калинин) оживленно, с молодым увлечением говорил об огромном воспитательном значении художественной литературы… «Ведь в былые годы, когда мы росли и набирались сил, в художественной литературе мы искали ответов на все волнующие вопросы. У нас были любимые герои, любимые писатели, на которых мы смотрели как на учителей жизни. Это были властители дум. Взять хотя бы таких людей, как Чернышевский, Салтыков-Щедрин, а потом наши современники — Короленко, Лев Толстой с его критическим отношением к действительности, дальше — Чехов, который ободрял нас, вселял непримиримую ненависть к деспотизму, к полицейщине» (Ф. Гладков, «Встречи»).

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.