Законы Хаммурапи

Законы Хаммурапи

В начале 20 века, французская археологическая экспедиция, производя раскопки в  городе Сузы (к востоку от Вавилона (Вавилон — город в Междуречье (сегодня Ирак, 110 км к югу от Багдада), один из крупнейших городов Древнего мира. Вавилон был столицей Вавилонии — царства, просуществовавшего полтора тысячелетия, а затем державы Александра Македонского. Слово «Вавилон» означает «Врата Бога»)), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью (Клинопись — способ письма путём выдавливания на глине комбинаций клиновидных чёрточек. Это наиболее ранняя из известных систем письма. Самые старые письменные документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относятся к 3300 г. до н. э.). Эта уникальная находка была открытием древнейшего на земле свода законов Хаммурапи. Он был составлен по приказу вавилонского царя Хаммурапи (Хаммурапи (дословно означает «Старший родич, целитель») — царь Вавилона (ок. 1793 — 1750 гг. до н.э.), из I Вавилонской (аморейской) династии. Хаммурапи был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона.) в 35-й год его правления (ок. 1759 г. до н.э.) и послужил основой вавилонского права на долгое время.
столб хаммурапиНа самом верху столба изображён царь Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает бог солнца Шамаш (Шамаш — бог солнца у вавилонян и ассириян. Его почитали, главным образом как бога, устанавливающего законы и наблюдающего за их исполнением). В руках Хаммурапи держит жезл — символ судебной власти, вручённый царю самим богом. Стремление представить законы исходящими от бога было в обычае у всех древних законодателей. Таким образом пытались придать им большую силу. Выставленный на городской площади «столб законов» должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права. Законник Хаммурапи состоит из пролога, 282 статей и эпилога. Полностью сохранилось 247 статей. «Я — славный, покорный великим богам, потомок Сумула-Эля, сильный наследник Синмубаллита, вечный царственный отпрыск, сильный царь, солнце Вавилона, озаривший светом страну Шумера и Аккада, царь, приведший к послушанию четыре стороны света, любимец Иштар (Иштар — в аккадской мифологии центральное женское божество, богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, олицетворение планеты Венера).

Когда Мардук (Мардук — в шумеро-аккадской мифологии верховное божество вавилонского пантеона, верховный бог Междуречья, главный бог Вавилона) направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и благотворил плоть людей… Хотя клинописное право не знало деления на гражданское и уголовное, статьи сгруппированы тематически (предметно): процесс, собственность, царская служба, брак и семья, обязательства и т.д., причём каждая тема трактуется как с уголовно-правовой, так и с гражданско-правовой точки зрения. Субъектами права признаются свободный общинник (авилум — «человек») и неполноправный свободный, находящийся на царской службе (мушкенум — «падающий ниц»). Некоторыми правами (право на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети рассматривались лишь как объекты права.

В законах Хаммурапи уделялось особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб». В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью. Если врач был виновен в неудачной операции над «сыном мужа», то он карался отсечением руки, если от такой же операции пострадал раб, необходимо было лишь уплатить хозяину стоимость этого раба.

Если по вине строителя рухнул дом и в его развалинах погиб сын хозяина дома, строитель наказывался смертью своего сына. Если кто-нибудь украл имущество мушкенума, то ущерб необходимо было восстановить в десятикратном размере, в то время как за кражу царского или храмового имущества предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере. Чтобы не уменьшилось число воинов и налогоплательщиков, Хаммурапи стремился облегчить участь тех слоев свободного населения, которые находились в тяжёлом экономическом положении. В частности, одна из статей законов ограничивала долговое рабство тремя годами работы на кредитора, после чего ссуда, независимо от её суммы, считалась полностью погашенной. Если из-за стихийного бедствия урожай должника был уничтожен, то срок погашения ссуды и процентов автоматически переносился на следующий год. Некоторые статьи законов посвящены арендному праву. Плата за арендованное поле обычно равнялась 1/3 урожая, а сада — 2/3.

Чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт. Отец не имел права лишать сыновей наследства, если те не совершили преступления, и должен был научить их своему ремеслу. Воины получали от государства земельные наделы и обязаны были по первому требованию царя выступить в поход. Эти наделы передавались по наследству по мужской линии и были неотчуждаемы. Кредитор мог забрать за долги только то имущество воина, которое тот сам приобрёл, но не надел, пожалованный ему царём. Кодекс Хаммурапи считается крупнейшим и важнейшим памятником права древней Месопотамии. По своей продуманности, логичности и последовательности он на протяжении многих веков не имел себе равных в законодательной практике Древнего Востока. Помимо столба с законами в Сузах, в библиотеке ассирийского царя VII в. до н. э. Ашшурбанапала в Ниневии (Ниневия — в VIII — VII вв. до н. э. столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака (город Мосул), на левом берегу реки Тигр на холмах Куюнджик.
глиняная табличкаВо время царствования Ашшурбанапала в Ниневии была создана знаменитая царская Куюнджикская библиотека, в которой хранилось более 30 тыс. клинописных табличек. В 612 до н. э. Ниневия была разрушена объединённым войском вавилонян и мидян), а также при раскопках поздневавилонских городов было найдено около двух десятков фрагментов копий Законов Хаммурапи. Закон и правосудие были основополагающими понятиями и для древних шумеров (Шумеры — древний народ, в IV — III тысячелетиях до н. э. населявший территорию долины рек Тигра и Евфрата на юге современного государства Ирак (Южная Месопотамия или Южное Двуречье). Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма, возможно, колеса, обожжённого кирпича, системы орошения. Археологи обнаружили тысячи глиняных табличек со всевозможными юридическими текстами: договорами, соглашениями, завещаниями, векселями, расписками, судебными постановлениями.

Материал будет дополняться…

На Главную

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.