Наблюдая за явлениями природы, за поведением животных, за растениями, люди все наибольшее внимание уделяли наблюдениям — за самими собой, пытаясь обнаружить закономерности в собственном самочувствии и поведении окружающих. Иногда это удавалось, и тогда рождались приметы (в ухе звенит — к дождю); иногда, не найдя достойного объяснения, придумывали шуточное (нос чешется — в рюмку смотреть, к выпивке); нередко в поверьях-угрозах зашифровывались предостережения, бытовые запреты (по принципу: умный и без того верно сделает, а глупого запугать надо). Чаще всего эти приметы и поверья связаны со здоровьем, и некоторые из них достойны внимания по сей день.
Во время еды читать — память свою заедать.
Наблюдение основано на особенностях функционирования человеческого организма. Когда человек читает и думает, кровь приливает к головному мозгу, обеспечивая его кислородом. Когда человек ест, кровь приливает к желудку, поскольку в это время она должна обеспечить его нормальную работу (поэтому после сытного обеда так хочется спать). Когда человек во время еды читает, мозг воспринимает прочитанное не в полную силу, мы не запоминаем прочитанное, «заедаем» память. Если после обеда гости уходят до того, как хозяйка скатерть со стола снимет, — невесты в этом доме замуж не выйдут.
В первую очередь это относится к гостям. Получается, что они пришли только поесть, а когда все съедено, тут же уходят, хотя правила приличия требуют поблагодарить хозяйку и пообщаться. Об этом говорят так: стол — не корыто, чтоб поесть да убежать. Но, думается, более глубокий смысл содержится в этом поверье по отношению к хозяйке. Если она такова, что только накормить умеет, и больше гости ничего в этом доме не ждут, или если она столь неповоротлива, что два часа после обеда скатерть снять со стола не может, то немудрено, что женихи такой дом стороной будут обходить. Ведь какова мама, такова и дочка.
Вымыл руки — вытри, но не стряхивай воду, не плоди чертей.
Запрет восходит к давней легенде о том, как чёрт, упавший с неба и оставшийся в одиночестве, попросил у Бога войско. Бог посоветовал ему окунуть руки в воду и стряхнуть — вот и будет столько чертей, сколько брызг. Бытовое пояснение — гигиеническое, и связано оно прежде всего с детьми: от привычки не вытирать мокрые руки появляются цыпки, кожа трескается и чешется.
Если ячмень на глазу вскочил, надо поднести к глазу кукиш и сказать: «Ячмень, ячмень, на тебе кукиш: что хочешь, то и купишь. Купи себе топорок, секи себя поперек!»
Как это ни смешно, издавна кукиш, сопровождаемый заговором, считается надежным оберегом от нечистой силы. Некоторые считают, что дело в мини прогревании теплом, которое исходит от руки. Но, думается, эта версия не слишком состоятельна.
Сядешь между людьми с одинаковыми именами — тут же загадывай желание: сбудется.
Имя содержит в себе характеристику человека. Через имя происходит его связь с Ангелом-хранителем. Не случайно по сей день считается, что имя — это судьба, и чтобы не искушать судьбу, имя человеку стараются давать по Святцам. Сидя между людьми с одинаковыми именами, человек находится словно бы в благотворном поле их общего Ангела-хранителя, — отсюда и вера в то, что загаданное сбудется.
Не узнаешь знакомого человека — быть ему богатым.
Это поверье относится к числу так называемых «обманных» поверий. Когда хотели, чтобы уродился богатый лен, сеяли его нагишом: пусть лен видит, что сеятелю даже одеться не во что, и потому уродится. Зерновые сеяли впроголодь: пусть рожь и пшеница знают, что крестьянину есть нечего, и поэтому сжалятся. Обмануться при встрече знакомого — значит символически встретить не одного, а словно бы двоих, и потому удвоить его богатство.
Нельзя, чтобы за столом было тринадцать человек. Не садись тринадцатым.
Это поверье, как и многие другие, связанные с «несчастливым» числом 13, уходит корнями в библейские времена: на Тайной вечере изменник Иуда был тринадцатым.
Пока хозяйка не допьет чай, гостям уходить из дому негоже.
Это бытовое поверье перекликается с поверьем о неснятой со стола скатерти. Как там, так и здесь: в самом деле, что за спешка? Пока гости пили-ели, развлекались, хозяйка ухаживала за ними, подавала. И вот, когда уж все сыты и довольны, она, бедолага, чашку чаю села выпить, услышать похвалу своим блюдам, — а гости вместо этого уходить собираются. Конечно, обижать, огорчать хозяйку негоже.
Ножик туп — хозяин глуп, скатерть черна — хозяйка глупа.
Разве требуются тут какие-либо пояснения?
В Благовещенье нельзя девицам косы заплетать: своего дома не будет.
Ключ к разгадке — в пословице: «В Благовещенье птица гнезда не вьет, девица косы не плетет». Некогда кукушка нарушила это правило и была за то жестоко наказана. Она свила гнездо в Благовещенье — и теперь все кукушки-матери за это расплачиваются, оставляя яйца в чужих гнездах. Подобное же может и девушке грозить, если она отважится даже на такую мелкую работу, как заплетание косы. В основе поверья — высочайшее почитание одного из самых торжественных христианских праздников.
Негоже женщине простоволосой быть, особенно в церкви.
«Простоволосыми» (без платочка или чепца на голове) могли ходить только девушки. Прическа у них всегда была аккуратной: длинные волосы заплетены в косу. В день свадьбы подружки расплетали девичью косу с лентой, бережно расчесывали волосы, заплетали уже в две косы и укладывали их венцом вокруг головы. В дальнейшем женщина могла собирать волосы уже не в косы, а в пучок, прикрываемый платочком или чепчиком, — прежде всего для того, чтобы волосы во время приготовления пищи ненароком не попали в нее. Однако дома женщина все-таки могла себе позволить ходить простоволосой; выходя же на улицу, непременно прикрывалась платочком, в холодное время — и шалью поверх платочка. Платки и шали традиционно были красивы, с разнообразным узором, тканые или кружевные. Считалось, что простоволосая женщина не нравится собственному Ангелу-хранителю, лишается его помощи и защиты. Так женщину настраивали на аккуратность и в то же время уберегали от излишних забот о прическе.
Будешь волосы на полу оставлять или по двору разбрасывать — голова заболит.
Поверье связано с культом волос. Они символизировали здоровье, богатство. Кроме того, волосы — часть тебя самого, а потому нельзя бросать их где попало. С бытовой же точки зрения речь идет опять-таки об элементарной опрятности.
На том свете за каждый волосок отчитываться придется.
Это и многие другие суеверия, связанные с волосами, могут восходить к тотемности, то есть ко временам поклонения волосатым животным. Но более реальным кажется пояснение, сводящееся к запугиванию нерях. В.И. Даль по сходному поводу иронизировал: «Недурное правило, иначе, может быть, по всей избе и по двору валялись бы кучи обстриженных волос».
Много родинок на теле, особенно таких, которые сам не видишь, — счастливым быть.
Поверье связано с народными представлениями о порче. Взгляд злопыхателя сразу падает на что-то необычное, привлекающее внимание, и теряет свою силу. Искусственным отвлечением служат амулеты украшения, естественным — родинки. С другой стороны, родинки привлекают внимание и самого человека, вызывают размышления о своем здоровье (особенно если они начинают видоизменяться). О родинках же, которые сам не видишь (на спине), думаешь меньше. Для мнительного человека это тоже почти счастье — не маяться мыслями о здоровье.
Не мойся и не мой голову перед дальней дорогой — избежишь беды.
Рекомендация может быть направлена на то, чтобы человек не простудился, поскольку перед дорогой все делается в спешке. Объясняют этот запрет и тем, что человек смывает домашнюю, защитную ауру и появляется среди чужих незащищенным. Может быть, в этом есть резон, и оттого некоторые люди (даже и чистюли) предпочитают принимать полный душ только перед сном, а перед выходом из дому мыться лишь частично. Да и совет после улицы, после многолюдного окружения принять душ, чтобы смыть отрицательную энергию, не лишен смысла.
Не зашивай ничего прямо на себе — память можешь зашить.
Поверье, основанное на том, что сделанное второпях к удаче не приведет. К тому же, небрежно что-то зашив прямо на себе и оставаясь весь день в этой одежде, человек мысленно возвращается к тому, в порядке ли у него одежда, не смотрят ли на него как на неряху. Другими словами, отвлекается от дел и не все запоминает. Отсюда — угроза «память зашить».
Чешется кончик носа — в рюмку смотреть (к выпивке).
Одно из шуточных поверий, построенных только на вненщей ассоциации. Ведь с таким же успехом молено смотреть и в миску со щами, и в книгу.
Зачесалось в ухе — быть дождю.
Эту примету можно считать верной (если, конечно, не вести речь о давно немытых ушах). Перед дождем атмосферное давление понижается, а барабанная перепонка в ухе играет ту же роль, что и мембрана в барометре; она немного изгибается и от этого чешется. Кстати, данная примета существовала еще в Древнем Риме и называлась timutus aurium — «звон в ушах».
Когда хвалят телесные достоинства (красоту, дородность, здоровье и т.д.), надо трижды сплюнуть через левое плечо, чтобы не сглазили.
Сейчас многие склоняются к тому, что взгляд в какой-то степени материален, то есть несет некую энергию. Сглаз — это «черный магнетизм». Поверье это отнюдь не только русское — подобное существовало и в Древнем Риме. Римляне поклонялись божеству по имени Fascinus, якобы оберегающему людей от сглаза. Особенно опасными считаются черные глаза. Сплюнуть через левое плечо в ответ на похвалы (естественно, символически) — означает: выразить неверие в них, не принять в душу. Природа дурного глаза пояснялась в средневековом «Молоте ведьм». Но и современные исследователи придают этому вопросу немалое значение. Так, Е. Гольцман приходит к выводу, что «основная причина сглаза — чужие завистливые взгляды»; поэтому чаще всего страдают те, кто находится на виду, люди публичных профессий, например певцы и певицы. Вероятно, многие обращали внимание на то, что такие люди, как правило, носят чрезмерно яркую одежду, обильно увешивают себя блестящими украшениями. В этом проявляется подспудное желание избежать влияния дурного глаза, ибо публика обращает внимание на одежду, на «амулеты» кумира и благодаря этому не наносит урона его внутреннему миру, не нарушает его энергетику. Иногда защищаются с помощью темных очков, но это не лучший способ защиты, так как человек в темных очках не на солнечной улице или пляже вызывает у людей раздражение и тем самым провоцирует сглаз.
Если левое ухо горит (жарко ему) — плохое о тебе говорят, правое — хорошее.
В правом ухе звенит — к доброй вести, в левом — к худой.
Эти суеверия основаны на том, что с правой стороны у человека — Ангел-хранитель, а с левой — искуситель. Всерьез принимать едва ли следует.
Чихнуть — подтвердить правдивость только что произнесенных слов.
Составители «Энциклопедии суеверий» пишут: «…один знаменитый врач авторитетно заявил нам, что в момент чиханья человек наиболее близок к смерти». Может быть, в этом и кроется разгадка приметы? Ощущая близость смерти, человек всегда становится правдивым. Однако долгое время существовал и обычай с помощью нюхательного табака специально вызывать чиханье — для здоровья.
Икота одолевает — значит, кто-то вспоминает.
Это лишь одно из многочисленных поверий, связанных с икотой: еще говорят, что кто-то завидует, ругает и т.д. Давние поверья гласят, что икотой дает знать о себе вселившийся в человека бес.
Переступить через чьи-то вытянутые ноги — прервать его рост. Если такое случилось, надо тут же перешагнуть назад.
Смысл поверья — в запрете «пресекать», символически нарушать цельность. С бытовой точки зрения очень полезное предостережение для самого сидящего: в тесноте не вытягивай ноги, поскольку это мешает остальным.