Народные приметы смерти

Народные приметы смерти

Мудро-спокойное народное отношение к смерти — это принятие неизбежного, ибо как появление на свет, так и смерть — от Бога. Об этом и пословицы: все под Богом ходим; два раза не умирать, а одного не миновать — и сотни других. Православного человека неизбежность смерти не страшит, но страшит неподготовленность к ней, ее внезапность. Отсюда столько суеверий, связанных с заботой о душах умерших людей, с влиянием отошедших в иной мир на судьбы живых.

Некоторые поверья и приметы (например, о воющей собаке) могут иметь под собою реальные основания; некоторые (о разбитом зеркале или распустившемся цветке) — мистического свойства; некоторые (о новом окне в старом доме) уходят корнями в давно забытый обычай. Но все они представляют интерес и сами по себе, даже независимо от практической пользы, ибо в них отразились черты славянского характера, давние представления народа об окружающем мире.

Если приснится, что выпал зуб, — к смерти близкого человека. Если зуб выпал с кровью, умрет кровный родственник.

Это — одно из наиболее распространенных и наиболее живучих суеверий. Построено оно на сравнении зубов с семьей, а крови — с кровным родством. Подобное же суеверие связано и с приснившимся рассыпавшимся веником. Говорят, что обе приметы часто сбываются. Объяснить это можно тем, что близкие знают и об этой примете, и о состоянии здоровья членов семьи. Подспудно готовя себя к кончине смертельно больного родственника, они и вызывают в сознании знакомый по рассказам образ.

Приснится, что сор из избы метешь, — к покойнику в доме.

Сор, мусор в народном сознании ассоциируется с душами умерших, как это ни странно. И еще — с понятием своего целостного, домашнего мира, от которого при выметании отнимается какая-то часть. Особенно не рекомендовалось выметать мусор прямо на двор (на улицу) через порог. Другое дело — смести в кучку в избе, а потом сжечь. В то же время с мусором связаны и диаметрально противоположные приметы, запрещающие его сжигать. В любом случае мести мусор из избы через порог — запретное действие, которое отрицательно характеризует хозяйку. Отсюда и переносный смысл: «Не выноси сор из избы», то есть не болтай о том, что происходит в семье, не делай это достоянием всех.

Привидится во сне бревно, из стены вынутое, — к покойнику.

Корни приметы уходят в те времена, когда покойников выносили из дому не через дверь, а через окно или даже через специально прорубленное в стене отверстие, которое затем заделывали, чтобы душа умершего спокойно уходила в иной мир, не привлекаясь дорогой назад. С тех пор и сохранился обычай выносить покойника из дому ногами вперед — чтобы он знал, куда его несут, но не помнил, откуда. В то же время вынутое бревно, как и выпавший зуб, символизирует удаление кого-то одного из семьи.

Землю и свежие доски во сне увидел — кого-то скоро будешь хоронить.

Здесь явно виден простой ассоциативный ряд: могила, вырытая в земле, и гроб, сколоченный из свежих досок. Поскольку такое пояснение сна соответствовало жизненным впечатлениям, оно и сохранилось.

В старом доме новые окна рубить — к покойнику.

Пояснение в точности такое же, как и с вынутым бревном: поскольку в старину гроб выносили через окно, то и рубить новое окно — значит готовиться к выносу гроба. С бытовой же точки зрения в старом доме и в самом деле опасно рубить новое окно: можно сдвинуть несущие конструкции и вызвать обвал или перекос потолка.

Оставить весной на поле незасеянный кусок — к покойнику.

Поскольку каждый клочок земли старались использовать наиболее интенсивно, ибо ртов в семье было много, то не засеять кусок — значило оставить один рот без хлеба, то есть обречь кого-то на голодную смерть. В бытовом смысле поверье требовало внимательнейшего отношения к земле под угрозой смерти кого-либо из близких.

Если в день похорон хороший, светлый день — умерший хорошим человеком был.

Это поверье — отголосок дохристианской религии, обожествления Солнца, солнечного света. Вряд ли оно имеет под собой хоть какое-нибудь основание. Многим из нас доводилось видеть как подтверждение этого поверья, так и его опровержение.

Увидеть падающую звезду — к скорой смерти своей или близкого.

По одной из древних легенд, при рождении младенца на небе зажигается звезда и светит до тех пор, пока человек жив, а со смертью его падает и гаснет. Несмотря на поэтичность приметы, реальной основы она не имеет. Хотя гипотетически это явление можно связать с метеоритом, который, не сгорев в атмосфере, может стать причиной смерти, если упадет в районе населенного пункта.

Влетит птица в дом — к смерти кого-то из домочадцев.

В народе принято думать, что птицы — это воплощение душ умерших. Именно поэтому им скармливают крошки, приносят для них еду на могилы и т.д. С этим же связана и вера в залетевшую в дом птичку: душа прилетела предупредить семью о близкой смерти кого-то из домашних. В то же время существует и совсем другое поверье: голубь, влетевший в комнату девушки (как раньше говорили: в ее светёлку), — к свадьбе. Трактовка этого поверья уходит корнями в библейские сказания, в частности в легенду о голубе и Деве Марии.

Мыши одежду грызут — к смерти владельца одежды.

Мистический смысл поверья таков: коль одежду изгрызли, то она уже не понадобится человеку; возможно, это знак: скоро умрет. Что касается именно мыши, она упомянута не случайно. По легенде, мышь была проклята за то, что прогрызла дыру в Ноевом ковчеге и тем самым едва не погубила все живое. Следственно, если мышь что-то грызет — извести замышляет. В сущности же, поверье несет в себе (как и множество «запретительно-запугивающих» примет) бытовой смысл: раз ты не следишь за своими вещами, то, значит, уже безразличен к жизни, к своему дому, не умирать ли собрался?

Собака в землю воет — к покойнику, в небо — к пожару.

Что касается пожара, то это пояснить достаточно трудно — разве только если уже горит что-то. Тогда собака поднимает голову как можно выше, чтобы ее лай был хорошо и далеко слышен — как сигнал тревоги. А что касается покойника — действительно так. Лошадь и собака предчувствуют смерть в доме (когда речь идет о естественной, природной смерти, а не насильственной, внезапной). Вероятно, это связано с их развитым обонянием. Человеческий организм за недолгое время до смерти но-иному функционирует: у него замедляется обмен веществ, убывает энергия, изменяется запах и т.д. Многие врачи и те, кто по долгу службы наблюдал за больными и умирающими людьми, сами научились почти безошибочно определять, будет человек жить или нет. Собака же в землю воет не потому, что туда покойника зарывать будут, а потому что запах земли перебивает тот, улавливаемый ею, который ее и пугает. Воет она при этом негромко и жалобно (в отличие от воя «в небо»), скорее — скулит.

Подушку на стол класть — к смерти близкого человека.

На стол, в старые времена, клали обмытого покойника. Под голову ему клали подушку. Так что взаимосвязь в данном случае прямая и поверье имеет смысл мистический. Бытовой же смысл заключается в том, что нельзя использовать стол не по назначению.

Гроб больше покойника — к другому покойнику.

Поскольку гроб ассоциировался с домом и считался таковым для умершего, то лишнее место в нем наводило на мысль о действительном его предназначении для другого человека. В бытовом смысле речь может идти об элементарном неудобстве: нести тело в слишком большом гробу трудно и неприятно, так как оно может там перемещаться.

Если зеркало разбилось, надо его немедленно выбросить.

Разбитое зеркало — с мистической точки зрения наиболее опасный предмет в доме: оно символизирует нарушенное пространство, открытую границу между миром, в котором живут домашние, и миром, где обитают призраки. В отличие от целого зеркала, которое и само по себе символизирует связь с мистическими силами, разбитое показывает «двойника» разбитым, надломленным. С бытовой точки зрения, действительно, нет никакого резона хранить в доме вещь, которая вызывает постоянное раздражение, поскольку есть возможность и пораниться, и увидеть свое отражение в искаженном виде.

Когда кто-либо в семье умирает, зеркала в доме завешивают, смотреть в них нельзя.

Зеркало — один из самых сакральных предметов, граница между реальным и потусторонним мирами. Считается, что все, кто отражался в зеркале, продолжают там жить. Если не закрыть зеркало, то душа покойного может заблудиться в нем (поскольку не телесна и не отражается) и потом все время будет возвращаться в дом. А умерший из-за этого может стать вампиром. В бытовом плане — достаточно и одного гроба, зачем еще и размножать его зеркалами?

Прежде чем гроб в могилу опустить, надо туда монетку бросить.

Это делается по старинному поверью: покойному на том свете надо себе место выкупить, иначе будет бродить неприкаянным. Иногда с той же целью кладут деньги и в гроб. В данном случае мы видим явный отголосок дохристианских обрядов, когда вместе с покойным на тот свет отправляли и вещи, которые могли бы ему пригодиться.

На похоронах незамужней девушки надо раздавать подарки.

В данном случае с похоронами совмещается и один из свадебных обрядов. По этой же причине нередко девушек хоронят в свадебном платье, поскольку они не успели выйти замуж на этом свете.

Дятел избу долбит — кто-то в семье умрет.

Раньше гроб (домовину) выдалбливали из цельного большого ствола, бревна. Отсюда, по чисто внешнему признаку, и примета: дятел выдалбливает домовину.

Пока покойник в доме, на окне надо держать чашку с водой.

Считается, что душа покойного вылетает через окно, и ей тоже, прежде чем отправиться на тот свет, надо обмыться. Эту воду так и называют — «на обмывку души».

Поверья о камнях
Легенды и мифы
0 376 5 мин.
Народные приметы про животных
Легенды и мифы
0 573 9 мин.
Народные приметы на каждый день
Легенды и мифы
0 312 4 мин.
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.