Краткая биография Фелисьена Давида

Краткая биография Фелисьена Давида

Фелисьен Давид родился в 1810 году, в маленьком городке Кадне и рано оставшись сиротой, Давид воспитывался в иезуитском коллеже в Эксан-Провансе. Там же начались его музыкальные занятия. Он пел в церковном хоре, пополняя репертуар собственными гимнами и мотетами. Не оставалась без внимания и излюбленная в романтическую эпоху фортепианная и вокальная миниатюра. Открыв для себя оперу, Давид на короткое время становится ассистентом дирижера в городском театре. В 1830 году двадцатилетний композитор направился в Париж, где был благосклонно встречен тогдашним директором консерватории Л. Керубини, рекомендовавшим его в классы контрапункта, композиции и органа. Но уже через год жизнь Давида круто изменилась. Он покидает стены консерватории и вступает в общество сен-симонистов. «Новая» религия, особенно распространившаяся после июльской революции 1830 года, требовала своего художественного оформления, и Давид был одним из тех, кто с успехом его осуществлял. Он пишет многочисленные песнопения для четырехголосного мужского хора (впоследствии они были опубликованы в сборнике «La ruche harmoniense»). В его обязанности входит также сочинение музыки для торжественных церемоний.

В 1832 году сен-симонистское общество, преследуемое правительством, распадается, и горстка «братьев» (апостолов), и в том числе Давид, решают с мессионерскими целями отправиться на Восток. Их путь лежит через Константинополь, Смирну, Яффу, Иерусалим В Египет. Около двух лет Давид живет в Каире. Природа, обычаи, религия далекого края оставили неизгладимый след в его творческом сознании. Возвратившись в Париж, Давид публикует свой первый опыт претворения ориентального материала — «Восточные мелодии» для фортепиано (1835). Воспоминаниями о Востоке вдохновлены и многие песни тех лет: «Пират», «Египтянка и бедуин» и др. Эти сочинения не получают отклика у публики, и Давид на время оставляет ориентальные сюжеты. На рубеже 30—40-х годов его внимание полностью поглощено камерно-инструментальными и симфоническим жанрами. Он пишет двадцать четыре миниатюры для струнного квинтета («Времена года»), два нонета для духовых инструментов, три симфонии. Но истинный успех и мгновенную известность принесла композитору ода-симфония «Пустыня», премьера которой состоялась в авторском концерте Давида в декабре 1844 года.

Необычный жанр — кстати, предвосхищающий многие синтетические музыкальные формы 20 века, — и состав сочинения (оркестр, мужской хор, солисты и спикер) поразили парижскую публику. Не могли не покорить и воссозданные музыкой «живые картины»: шествие каравана, ураган в пустыне, ночные видения, восход солнца, переклички муэдзинов. Наконец, очаровал сам музыкальный материал, расцвеченный множеством «диковинок»: бурдонными педалями, терпкими восточными ладами, прихотливыми ритмическими узорами. «Пустыню» очень высоко оценили современники-музыканты. Так, например, восторженным был отклик Г. Берлиоза. В 1856 году симфония прозвучала в России, о чем стало известно из «Обозрений концертов», еженедельно поставляемых А. Н. Серовым. Особо отмечая инструментовку, «столь же мастерскую, как у Берлиоза», Серов обратил внимание на весьма любопытную деталь: сходство одной из тем «Пустыни» со знаменитым соло английского рожка в арии Ратмира из глинкинского «Руслана» (1842). Сходство скорее всего случайное, ведь известно, что эту мелодию Глинке привезли с Кавказа. Но примечательно почти одновременное «открытие» Востока в русской и французской музыке.

Нить тянется и дальше: достаточно вспомнить знаменитую миниатюру А. Бородина «В Средней Азии» (1879). Кто знает, может быть, не без влияния своего французского предшественника нашел Бородин те краски (флажолеты скрипок в высоком регистре, «пустые» квинты у дерева, педали у низких струнных и духовых), которые столь тонко воссоздали картину беспредельных пустынных далей. Окрыленный успехом «Пустыни», Давид создает несколько сочинений, развивающих ориентальную тему: ораторию «Моисей на горе Синае» (1846), оду-симфонию «Христофор Колумб», мистерию «Эдем» (1848). Вершиной на этом пути были оперы «Бразильская жемчужина» (1851) и пользовавшаяся особой популярностью «Лалла-Рук» (по поэме Т. Мура, 1862). Это не единственные произведения для театра. Назовем также: «Геркуланум» (1859), «Сапфир» (по комедии У. Шекспира «Все хорошо, что хорошо кончается», 1865), «Пленницу».

Творчество Ф. Давида, получившее признание при жизни композитора (с 1862 года он кавалер ордена Почетного Легиона, с 1867 — за «Геркуланум» и «Лалла-Рук» -лауреат премии Академии изящных искусств, с 1869 — член Института Франции), сегодня известно очень мало. И это неудивительно, если учесть, что одновременно с ним творили Берлиоз, Лист, Вагнер, Шуман, Шопен, Мендельсон, Глинка… Фелисьен Давид скончался в 1876 году.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.