Первая постановка Оперы Ш. Гуно — Фауст

Первая постановка Оперы Ш. Гуно — Фауст

19 марта 1859 года на сцене Лирического театра в Париже впервые прозвучала опера «Фауст» Шарля Гуно — одна из самых популярных опер французского композитора. Средневековая легенда о докторе Фаусте лежит в основе многочисленных литературных и музыкальных произведений, но лучший образец литературного воплощения легенды оставил нам Гёте. Под пером гениального поэта рассказ о знаменитом ученом и чернокнижнике, продавшем душу дьяволу, приобретает глубокий философский смысл.

Фауст Гёте — это прежде всего пытливый, дерзновенный ум, желающий разгадать все тайны мироздания. Бессмертное творение Гёте нашло отражение в творчестве Шумана и Листа, Вагнера и Берлиоза, Бойто, Бузони, Малера. Мысль о создании оперы возникла у Гуно еще в юношеские годы. В своих «Записках артиста» композитор вспоминает, как «повсюду носил с собой гётевскую поэму, записывал все приходившие в голову музыкальные мысли, которые могли бы пригодиться впоследствии при оперной обработке этого сюжета». Однако осуществить свой замысел ему удалось лишь в 1858 году.

К созданию либретто композитор привлек известных либреттистов М. Карре и Ж. Барбье, которые взяли за основу сюжет первой части трагедии Гёте. Глубокое философское содержание гетевской поэмы здесь затронуто поверхностно. Сюжет трактован в лирикобытовом аспекте: любовная драма Маргариты занимает доминирующее положение, оттеснив центральные образы Фауста и Мефистофеля (не случайно при постановке в Германии опера называлась «Маргарита»). Но в музыке драма раскрыта правдиво и человечно — в пределах своей задачи Гуно достиг большой глубины и убедительности. П. И. Чайковский писал: «Невозможно отрицать, что «Фауст» написан если не гениально, то с необычайным мастерством и не без значительной самобытности».

Известно изречение Гуно: «Искусство драматурга есть искусство портретиста». В «Фаусте» композитор полностью овладел этим искусством. Его музыкальные образы-портреты психологически правдивы, обрисованы с большим мастерством и разносторонне. Центральный образ Маргариты относится к лучшим созданиям Гуно и воспринимается как воплощение чистоты, духовного целомудрия и благородства. Из всех персонажей оперы он наиболее созвучен прообразу Гёте. Композитор с тонким психологизмом передает разнообразную гамму переживаний героини: от робкого пробуждения первого чувства к расцвету женственности и далее — к горю и безумию отчаяния. Подобно образу Маргариты, образ Фауста дан в развитии. Первоначальная характеристика старого ученого сдержанна и сурова. После превращения в юношу Фауст обретает лирические черты.

Третья центральная фигура — Мефистофель. Он занимает в опере особое место. Антитеза по отношению к лирическим героям — образ Мефистофеля, источник ярких контрастов и драматургических сопоставлений. Мастерство индивидуальных характеристик выявляется и в обрисовке второстепенных персонажей: храброго и благородного воина Валентина, горячо любящего сестру, восторженного, сентиментального Зибеля, простодушного Вагнера. С большой меткостью и юмором очерчен облик любопытной и болтливой соседки Маргариты — кумушки Марты.

Гуно проявил себя в «Фаусте» как замечательный драматург и настоящий мастер массовых сцен. Все основные моменты драмы композитор развертывает в сопоставлении с народными сценами. Такова, например, экспозиция образа старого доктора Фауста в прологе, где резким контрастом к его мрачным раздумьям звучит беззаботная песенка девушек; таково развитие второго акта, где столкновение героев оперы происходит на фоне большой жанровой сцены народного гулянья. Очень колоритна и живописна сцена ярмарки из первого действия оперы. Не случайно Ц. Кюи писал о первом действии «Фауста»: «Все это живо, естественно, просто; мы забываем, что это происходит на сцене, пред нами картина, взятая из действительности».

Музыкальная драматургия оперы отличается цельностью и единством развития основных тем и линий действия. Своих героев композитор характеризует в основном в замкнутых, внутренне завершенных номерах, обычно небольших по размерам и простых по форме. Обогащению сквозных интонационных связей способствует введение ряда лейттем, играющих важную роль в драматургии. Таковы, например, две темы любви, тема обретенной Фаустом молодости. Большую смысловую нагрузку в опере несет оркестр; функции его важны и разнообразны, а своеобразие партитуры позволяет говорить о блестящем мастерстве Гуно-симфониста.

Одним из главных достоинств оперы является ее мелодический язык: он воплощает в себе лучшие черты вокального стиля Гуно — яркий и выразительный, необыкновенно изящный и в то же время естественный. Подобно многим другим более или менее новаторским произведениям, опера Гуно при первом представлении была встречена довольно холодно. Лишь через десять лет, после постановки на сцене парижской «Гранд-Опера» в 1869 году, началось триумфальное шествие «Фауста» по оперным театрам мира. Специально для этой постановки Гуно заменил диалоги речитативами и написал балетно-хоровую картину «Вальпургиева ночь». Музыка картины носит характер вставного дивертисмента, выпадая из общего замысла драматургии «Фауста» и представляя типичную дань законам жанра французской «большой» оперы.

В России «Фауст» впервые был поставлен итальянской труппой в 1864 году, а пять лет спустя прозвучал в Петербурге, на сцене Мариинского театра, под управлением известного дирижера и композитора Э. Ф. Направника. Многие знаменитые певцы дали ряд классических воплощений героев оперы. Достаточно назвать Л. Собинова и И. Козловского в роли Фауста, А. Нежданову и Е. Шумскую в роли Маргариты, А. Пирогова и М. Рейзена в роли Мефистофеля. Особая страница в сценической, истории оперы — выступление в ней Ф. Шаляпина. Создав образ необычайной мощи и красочности, певец совершил настоящий переворот в трактовке роли Мефистофеля, решительно нарушив устоявшуюся традицию изображения этого персонажа и существенно повлияв на общее решение драматургии спектакля в целом.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.