Краткая биография Марии Лукьяновны Биешу

Краткая биография Марии Лукьяновны Биешу

Мария Лукьяновна Биешу родилась на юге Молдавии, в селе Волонтировка, в крестьянской семье; певческий талант унаследовала от родителей. Еще в школе Мария выступала в самодеятельности, однако о профессии певицы не думала. Готовясь продолжить дело своих предков-земледельцев, она в 1956 году закончила сельхоз техникум. Но в том же году жюри республиканского смотра художественной самодеятельности направило ее в Кишиневскую государственную консерваторию. В 1957 году яркий, неповторимый голос певицы звучал в концертах Шестого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, и вскоре ее приглашают в ансамбль народной музыки «Флуераш». С неизъяснимым очарованием пела Биешу народные песни и вскоре завоевала признание в Молдавии и за ее пределами. Казалось, Мария нашла себя… Но оперная сцена влекла с особой силой. Окончив в 1961 году консерваторию, она становится солисткой Молдавского театра оперы и балета. Первое же выступление Биешу в роли Флории в опере «Тоска» Пуччини выявило незаурядный оперный талант молодой певицы. Ее направили на стажировку в Италию, в театр «Лa Скала».

В 1966 году Биешу становится лауреатом Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве, а в следующем году в Токио на Международном конкурсе на лучшее исполнение партии мадам Баттерфляй ей присуждается первая премия и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира». Имя Биешу приобретает широкую известность. В ролях Чио-Чио-сан, Аиды, Леоноры («Трубадур»), Тоски, Татьяны, Лизы выходит она на сцены многих театров Европы; совершает концертные турне по городам Японии, Австралии, Кубы; выступает с сольными концертами в Рио-де-Жанейро и Западном Берлине; поет в Париже в концертном зале «Олимпия», будучи приглашенной ЮНЕСКО, в гала-концерте, посвященном Международному году женщины; в 1971 году исполняет партию Недды в «Паяцах» Леон-кавалло на сцене «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. Пресса единодушна в оценке искусства молдавской певицы. «Редкий по красоте голос Марии Биешу, ее природный талант и трудолюбие выдвинули ее в число лучших певиц нашего времени».

«Встречу с Марией Биешу можно назвать встречей с настоящим бельканто. Ее голос подобен драгоценному камню в прекрасной оправе. Перед нами сочетание замечательного природного материала и великолепной манеры пения» («Музыкальная жизнь», 1969). «Ее Тоска великолепна. Голос, во всех регистрах ровный и красивый, законченность образа и высокая музыкальность ставят Биешу в ряд современных мировых певиц» («Отечествен глас», Болгария, 1970). «Мария Биешу — очень обаятельная и милая актриса, о которой можно писать с удовольствием. У нее очень красивый, плавно идущий наверх голос. Поведение и действие ее на сцене просто отличные» («Нью-Йорк тайм», 1971). «Необыкновенный голос несколько сомбрированного тембра, безупречно ровный во всех регистрах, объемный и в то же время очень подвижный, способен к нежнейшим нюансам» («Дер Тагесшпигель», Западный Берлин, 1973). Природа щедро наградила Марию Биешу всем, что необходимо современному оперному певцу.

Ее голос завораживает неповторимой свежестью и полнотой тембра, вокал пленяет непринужденным совершенством технического мастерства и пластичным изяществом певческой линии, а исполнение дышит теплом и непосредственностью выражения. «Когда она поет, то отдает слушателям свое сердце», — говорил о Биешу известный американский оперный певец Джордж Лондон. Врожденная музыкальность питает актерский дар и сценическое мастерство Биешу. Музыкальная интонация, фраза диктуют певице все элементы сценического поведения: темпо-ритм, пластику, мимику. Поэтому в ее работах органично спиваются вокальная и сценическая стороны. Певица одинаково убедительна в таких разноплановых ролях, как скромная поэтичная Татьяна и властная жестокая Турандот, нежная гейша Баттерфляй и царственная фрейлина Леонора, хрупкая, милая Иоланта и независимая, гордая Земфира, царевна-рабыня Аида и свободная простолюдинка Кума, драматичная Тоска и кроткая Мими …

В репертуаре Биешу — более двадцати ярких музыкально-сценических образов. К упомянутым добавим Сантуццу в «Сельской чести» Масканьи, Дездемону в «Отелло» Верди, Наталью в опере Хренникова «В бурю», а также ведущие партии в операх А. Стырчи, Г. Няги, Д. Гершфельда. Из работ последнего времени выделяется Норма в одноименной опере В. Беллини. Именно в этой сложнейшей масштабной партии, требующей подлинно трагедийного темперамента, обязывающей к совершенному владению всеми певческими приемами и средствами, все грани художественной личности певицы получили наиболее полное и гармоничное выражение. Несомненно, Мария Биешу — прежде всего оперная певрца. И наивысшие ее достижения — на оперной сцене. Но большой успех снискало и ее камерное исполнительство, которое отличается высоким чувством стиля, глубиной проникновения в художественный образ и вместе с тем искренностью и сердечностью исполнения, эмоциональной полнотой и свободой.

Певице близки тонкий лирический психологизм романсов Чайковского, драматический пафос вокальных монологов Рахманинова, возвышенный строй камерно-вокальных творений Листа, величавая глубина старинных арий, фольклорный колорит музыки молдавских композиторов. Концерты Биешу всегда обещают встречу с новыми или редко звучащими произведениями. В ее репертуаре — Каччини и Гретри, Шоссон и Дебюсси, Р. Штраус и Регер, Прокофьев и Слонимский, Палиашвили и Арутюнян. Разные страны, города, театры. Непрерывная череда спектаклей, концертов, съемок, репетиций. Ежедневная многочасовая работа над репертуаром. Вокальный класс в Институте искусств имени Г. Музическу. Работа в жюри вокальных конкурсов. Обязанности депутата Верховного Совета СССР. Такова жизнь Марии Биешу.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.