История инков

История инков

Империя инков (инка — индейское племя, создатели одной из древнейших цивилизаций в Южной Америке. Империя инков простиралась с севера на юг от Колумбии до Центрального Чили и включала в себя территории нынешних Перу, Боливии, Эквадора, севера Чили и северо-запада Аргентины) — крупнейшая империя индейцев в Южной Америке со столицей в Куско. Во время её расцвета на территории в 1 млн. кв. км проживало от 8 до 15 -16 млн. человек, её протяжённость с севера на юг составляла 5 тыс. км. Империя инков погибла в 1533 году под ударами испанских конкистадоров (Конкистадор (исп. conquistador — завоеватель) — в период конца XV — XVI веков, испанские завоеватели территорий Нового Света. Испанский король, заинтересованный в расширении империи, наградил их дворянскими титулами, различными привилегиями в отношении податей и управления колониями и признал за ними обширные поместья, в которых потомки конкистадоров, окружённые арендаторами, вассалами, закрепощёнными индейцами или рабами, жили почти независимыми владетелями), искавших золотое Эльдорадо (Эльдорадо («позолоченный человек») — мифическое государство, баснословная страна золота и драгоценных камней).

В империи инков было установлено безусловное главенство законов. Законы Инков сохранились только в отрывках, но их содержание известно из многочисленных испанских колониальных источников, составленных по изустной традиции. Законы регистрировались и записывались отдельными чиновниками в кипу, а другими чиновниками — глашатаями — провозглашались на одной из площадей столицы империи. В основе юстиции лежали точные и ясные принципы. К их числу можно отнести, например, принцип, согласно которому уголовное преступление, совершённое представителем элиты, квалифицировалось как более серьёзный проступок, чем провинности простого человека. Существовал и такой принцип: если преступление было совершено не по инициативе правонарушителя, а по наущению другого лица, наказанию подлежал инициатор нарушения закона — судьи карали более умного, а не самого преступника.

Если крестьянин, привлекавшийся к суду за воровство, мог доказать, что на кражу его толкнул голод, вместо него наказывался чиновник, допустивший в своём округе нужду. Если преступление совершал малолетний, наказывали его отца. На уровне айлью (Айлью (от кечуа Ayllu) — община. Основная социальная единица в государстве инков. Несколько айлью образовывали более крупную группу, которая имела своего управляющего. Объединение нескольких больших групп именовалось провинцией) за мелкие прегрешения наказание выносил местный курака, но ему предписывалось направлять более серьёзные случаи для судебного разбирательства в столицы провинций.

В конечном итоге только губернатор провинции имел право приговорить преступника к смерти. Обвиняемым предоставлялось право приглашать на суд свидетелей, брать на себя собственную защиту. Более того, каждый житель мог опротестовать решение суда или разоблачить злоупотребления властью. В обязанности губернатора входила организация для истца особого слушания с целью дальнейшего расследования дела, а также вынесение наказания чиновнику, виновному в коррупции (обычно это была смертная казнь). Судьи выносили, как правило, суровые приговоры (смертная казнь, заключение в «камеры смерти», которые кишели ядовитыми змеями и хищниками, пытки, бичевание, изгнание и пр.). Воров за первый проступок избивали кнутом, а грабители-рецидивисты получали куда более строгое наказание.

Их либо высылали с места жительства на плантации кустов коки в отдалённые жаркие районы Анд, либо же вешали за одну ногу. Убийц забивали камнями, вешали, сбрасывали со скалы. Любое правонарушение, даже совсем незначительное (за него полагалось публичное порицание), правителями государства, являвшимися единственными законодателями, расценивалось как посягательство на священные, неприкосновенные устои империи, как угроза её внутреннему спокойствию. Хотя инки требовали, чтобы трудились поголовно все, они несколько видоизменили своё строгое правило, призывая принимать при этом во внимание способности человека и состояние его здоровья. Больным и немощным не приходилось зарабатывать себе на жизнь. Всё необходимое — еду и одежду — они получали с государственных складов, и им поручались такие задания которые они могли выполнять в соответствии со своим физическим состоянием.

В то же время режим инков не допускал, чтобы немощные, увечные и калеки отвлекали здоровых и сильных жителей страны от приносящего прибыль труда на обеспечение для них особого ухода. По установленному закону человек, лишённый работоспособности из-за физического изъяна, мог жениться или выходить замуж за такого же инвалида: слепой выбирал в жёны слепую, глухой — глухую, горбатый — горбатую, а карлик — карлицу. Старики также пользовались у государства особым вниманием. Считалось, что человек достигает старости в возрасте приблизительно пятидесяти лет. Такие люди уже не считались полноценными работниками, и их освобождали как от трудовой повинности, так и от налогообложения. Однако до тех пор, пока они совсем не лишались физических сил, старикам предписывалось выполнять задания, не требовавшие особых усилий: они собирали хворост в лесах, присматривали за детьми, готовили пищу, гнали чичу, плели канаты, оказывали посильную помощь при уборке урожая.

В обществе инков никто не имел права проводить время в праздности. Чтобы избежать неприятностей, как считали инки, их подданным следовало точно выполнять установленные ими три «золотых» правила — «ама суа, ама лулья, ама куэлья», что означает: «не укради, не лги, не ленись». Каждый соблюдавший эти постулаты гражданин мог рассчитывать на действенную поддержку со стороны государства от рождения до смерти. Испанцы неоднократно подчеркивали честность, дисциплинированность этого народа, с которым им пришлось познакомиться. Такая особенность в образе жизни инков настолько поразила одного из конкистадоров, что он даже заявил в своём послании, составленном в Куско в 1589 году: «Да будет известно Его католическому Величеству, что инки управляют таким способом, благодаря которому среди индейцев не найти ни одного грабителя, ни одного обременённого пороками человека, ни одного лентяя, ни одной порочной, склонной к прелюбодеянию женщины». Он также свидетельствовал о том, что «подданные этой страны беспрекословно повиновались инкам и считали их очень умными и способными людьми, большими знатоками искусства управления государством».

Законы инков были очень эффективны, правопорядок, который ввели «сыновья Солнца», в их стране соблюдался практически всеми, а некоторые виды преступлений (мелкое воровство, грабежи, коррупция, убийства) практически полностью отсутствовали.

Материал будет дополняться…

На Главную

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.