Появление праздника Новый Год

Появление праздника Новый Год

Это один из самых любимых народом праздников. Но он не всегда отмечался 1-го января, о чем, вероятно, многие сейчас и не знают. В древности на Руси отмечали начало Нового года 1-го марта; позже праздник этот был перенесён на 1-е сентября, — и только с петровских времен стал он январским. Впрочем, неоднократное перенесение новогоднего празднества характерно не только для славян, а и для многих других народов. В старом «Христианском Месяцеслове» на сей счет есть следующие пояснения: «Для евреев месяц Авив (месяц колосьев), или Нисан, соответствующий нынешнему марту, был началом священного года со времени исхода их из Египта». «Древние русские летописцы, начиная с Нестора и до 15 века, вели начало года с 1-го марта; с 15 столетия русские летописцы стали полагать начало года с 1-го сентября. У западных народов, и даже в Риме у пап, были колебания в отношении к началу года. Считали начало года с 1-го или 25-го марта, с праздника Благовещения или с Пасхи каждого года, наконец — с Рождества Христова, т. е. с 25-го декабря. Но в 16, 17 и 18 столетиях мало-помалу утвердилось древнее римское исчисление начала года с 1-го января, тем более что этот день близок ко дню Рождества Христова, от которого принято вести исчисление лет Новой эры. Петр Великий повелел в своей империи начинать Новый год с 1-го января, и 1700-й год — первый начатый с января — празднован был в России с особым торжеством. Но церковный Богослужебный год и доселе начинается и празднуется 1-го сентября».

Римлянами принят был за начало года сперва весенний месяц март, что и сохранялось у них до 45-го года до P. X., когда исчисление времени при Юлии Цезаре — с помощью известного александрийского астронома Созигена — было исправлено, причем лунный год обращен в солнечный и новолетие с 1-го марта перенесено на 1-е января. С течением времени это перешло и к другим народам. Греки в язычестве и в первые века христианства считали годы по четырехлетиям, или Олимпиадам, — от начала Олимпийских игр, производившихся через четыре года. Олимпиады же легли поначалу и в основу римского летоисчисления. Римляне вели счет лет от создания города Рима. Создание Рима было в первом году седьмой Олимпиады, или в 754-м году до P. X. (по общепринятому исчислению). Исчисление лет от P. X. введено сначала на Западе — римским монахом Дионисием Малым, в 525-м году. На Востоке исчисление лет со времен Юстиниана (с 540-го года) производилось от Сотворения Мира, причем год Рождества Христова полагался в 5509-м году от Сотворения Мира. Это исчисление приведено на Шестом Вселенском соборе, в 691-м году». И только широкое распространение христианства, признание его во всем мире постепенно привело к летоисчислению от Рождества Христова.

И. П. Калинский: «На Руси месяц январь был первоначально одиннадцатым по счету, ибо первым считался март; когда же год стал считаться с сентября, январь стал пятым; наконец, с 1700-го года — с времени перемены, произведенной в нашем летоисчислении Петром Великим, — этот месяц сделался первым». Петр Великий, желая согласить с календарем Западноевропейским начало Нового Русского года, отменил древнее летоисчисление от Сотворения Мира и постановил ввести времяисчисление от Рождества Христова. С этой целью преобразователь России издал в 1699-м году два указа. В первом указе, 19-го декабря, он велел писать впредь во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от Сотворения Мира, и год начинать с 1 -го января. «А буде кто не хочет, — говорилось в этом указе, — то писать и от Сотворения Мира, и от Рождества Христова». Во втором указе, последовавшем на другой день после первого, раскрыта самая причина перемены летоисчисления и указано, как должно быть отпраздновано начало нового столетнего века в Москве». Таким образом, с Петра Великого до настоящего времени январь считается начальным месяцем нового гражданского года, хотя Церковь празднует доселе свой собственно церковный год по-старому, с 1-го сентября.

Вместе с началом нового гражданского года Православная Церковь празднует память Св. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего и самый день этот большей частью известен в России как Васильев день. С наступлением этого дня простолюдины ходят по домам с поздравлениями и благожеланиями. В этот же день совершается особенный обряд, который известен под разными именами: «авсеня», «овсеня», «усеня», «говсеня», «бадценя», «баусеня», «таусеня». Большей частью эти слова различаются из-за местного употребления, но нет сомнения, что все они происходят от слова овёс, который имеет главное значение при отправлении этого древнего народного обряда. Сущность его состоит в том, что обыкновенно дети селян, собравшись обществами, перед обедней ходят по домам «сеять из рукава» (а другие — из мешка) зёрна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевают следующую «засевальную» песню:

Ходит Илья На Василья,
Носит пугу Житяную.
Где замахнёт,
Жито растёт.
Жито, пшеница,
Всяка пашница,
В поле ядро,
А в доме добро.

Другие при «засевании зёрен» приговаривают: «На счастье, на здоровье, на новое лето, роди, Боже, жито, пшеницу и всякую пашницу». Или: «Уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещёный». В этом обряде большинство наших археологов видят остаток какого-то забытого сельскохозяйственного праздника и этим объясняют, каким образом в «засевальную» песню на Новый Год привнесено нашими предками имя Ильи-пророка — подателя земного плодородия. В связи с упомянутым «посевальным» обрядом находится и обычай на Васильев день (как на земледельческий праздник) приготовлять кашу, сопровождая сие особыми обрядами. И так как время это вообще посвящается гаданиям, на каше также гадают — о счастии и благополучии наступающего года. Еще в некоторых местах есть обыкновение на Васильев день ходить по домам и собирать пироги, свиные ноги и вообще съестные святочные припасы. Поселяне, совершающие это обхождение, приговаривают под окнами домов: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка!» Или же: «Кишку да ножки — в верхнее окошко!» Свиное мясо составляет главное угощение во время Васильева вечера и Рождественских святок.

Вот почему и Св. Василий Великий, память которого Православная Церковь празднует 1-го января, считается покровителем домашнего скота. Пастухи глубоко чтут Св. Василия и боятся прогневить его. В Орловской губернии на Новый Год приготовляли жареного поросенка и называют его «касарецким» — ясно, что от названия Св. Василия Кесарийским. Васильев день в быту русского народа считался еще сроком в хозяйственном времяисчислении, и потому говорили: «то было о Васильеве дне»; или: «Случилось на Васильев день»; «Он нанялся от Васильева дня до Евдокии» и т.п.». Не без интересно знать, как встречали самый что ни на есть первый гражданский Новый год, введенный Петром Великим. Об этом сообщает Г. Георгиевский в книге » Праздничные службы…»: «Перед самым наступлением 18 века начало гражданского года было перенесено на первое число января-месяца. Новый Год ознаменовался и новым празднеством. 20-го декабря 1699-го года именным указом императора Петра I предписывалось вести летоисчисление в России от Рождества Христова, а не от Сотворения Мира, и это новое летоисчисление начать с 1-го января 1700-го года, с какового числа и впредь вести счет годам.

Как на основание для такой перемены указывалось на желание согласоваться в летоисчислении с европейскими христианскими странами, в том числе с народами славянскими, «которые с Восточной Православной нашей Церковью во всем согласны», и с греками, «от которых вера наша православная принята». В этом же указе определен был и порядок празднования Нового Года. Приказывалось «после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви (а кому случится — и в дому своем)» у домов зажиточных горожан, пред воротами, сделать украшения из хвойных деревьев, «а людям скудным каждому хоть по древцу или ветве над воротами или над храминою своею поставить», и эти украшения сохранить по седьмой день января. В первый же день Нового Года, «когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет», тогда по знатным дворам именитым людям «каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится»; а по ночам — жечь пред домами дрова, хворост, солому, а также на столбиках — смоляные бочки.

Известный жизнеописатель Петра I, Голиков, дает весьма любопытное объяснение этого указа: «Ведая умоначертание народа своего, относившего всякую перемену обрядов на счет веры, каковою казалась им и сия (празднование Нового Года по-старому), то чтобы на то время занять народные мысли каким другим предметом, рассудил премудрый Государь установленный им Новый, 1700-й, год начать с великим торжеством и представить очам народа такие зрелища, каких он не видывал и которые бы сильны были отвлечь его от всяких других, развратных, толкований». Правда, сам император, в разговоре с прусским министром бароном Мардэфельдом, иначе объяснял побуждения, которыми он руководился при устройстве блестящих празднеств и фейерверков. Он говорил: «Чрез увеселительные огни я могу приучить своих подданных к военному пламени и их в оном упражнять; поелику я приметил из опыта, что тем менее страшимся военного пламени, чем более привыкнем обходиться с увеселительными огнями».

По-видимому, действительные цели и ожидания императора оправдались вполне. Еще накануне весь московский народ занят был уборкой улиц и домов. Всюду расставлялись хвойные деревья и развешивались зеленые ветви. Утром 1-го января Москва огласилась торжественным колокольным звоном всех московских церквей. По улицам шло войско со знаменами, барабанным боем и музыкой. По окончании молебствия, при возглашении многолетия, вместе с колокольным звоном раздался гром пушечных и ружейных выстрелов. Император «с приятною лаской» принимал поздравления и потом угостил всех знатных особ, с женами и дочерьми, пышным обедом с музыкой и пением, а для народа пред дворцом и у трех триумфальных ворот были расставлены «различные яствы и чаны с вином и пивом». Вечером все улицы и дома были освещены, а дома знатных украшены разными огнями и картинами. Пред дворцом был сожжен фейерверк со множеством потешных огней и громом пушечных выстрелов.

Закончилось это новое торжество вечерним столом во дворце и балом, и потом целым рядом пиршеств и балов, которые до 7-го января устраивали у себя знатные особы и на которых обязательно должны были присутствовать «жены и девицы господские». «И можно сказать, — заключает Голиков, — что с Новым Годом новое ввелось и обращение». Но едва закончились празднества и народ пришел в себя после новогоднего шума, как в Москве поднялся ропот по поводу перемены летоисчисления. Весьма многие — не только из простого народа, но и из тогдашней московской знати — удивлялись: «Как мог государь переменить солнечное течение?» Веруя, что Бог сотворил свет в сентябре-месяце, многие остались при своем старом летоисчислении. Император потом и сам позволил делать такое отступление. «В присутственных однако ж местах во всем государстве начали от сего числа (1-го января 1700-го года) писать новый год». Бытует мнение, что обычай украшать на Новый год елку пришел в Россию откуда-то с Запада. Однако описания древних славянских обычаев опровергают такое мнение. Славяне, в том числе русичи, всегда относились с почтением к этому вечнозеленому дереву, символизирующему здоровье, долголетие и даже бессмертие («Зимой и летом — одним цветом»).

К тому же считалось, что морозной зимой добрые летние духи согреваются именно в пушистой еловой кроне. Чтобы задобрить их, наши предки-солнцепоклонники оставляли на ветках елей угощение и всякие дары. О сути обряда поклонения елке, как это часто бывает, забыли, а обычай остался — и теперь новогодняя елка вместо даров светлым летним духам украшена просто игрушками. Говорят: как Новый год встретишь, так его и проведешь. Поэтому все стараются, чтобы новогоднее застолье было богатым, чтобы семья собралась вместе, настроение оставалось хорошим, долги были возвращены и обиды прощены. Есть у каждого народа и свои новогодние традиции. Болгары в полночь гасят свет и целуются. Ирландцы распахивают настежь двери. Кубинцы выливают воду из окон. Бирманцы обливают друг друга водой (у них Новый год приходится на самое жаркое время)… Но всех роднит одно: желание встретить Новый год как можно лучше, чтобы и он ответил тем же. Естественно, Православный народ в этом смысле не составляет исключения, хотя 1-е января и трудновато совместить с идущим в это время Рождественским постом. Зато мы отмечаем Новый год дважды — не только в постный день 1-го января, по новому стилю, но и спустя 13 дней, в Святки, — по старому стилю. (Новый стиль был введен в России 14-го февраля 1918 года).

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.