История Сретения Господня

15/2 Февраля

«За древнее искупление израильтян от рабства египетского, смертию первенцев египетских, погубленных рукою Ангела, закон Господень требовал от евреев, чтобы всякий перворожденный младенец мужского пола в 40-й день по рождении своем был принесен во храм Божий, посвящен Господу и искуплен у Господа. Это было представление, или посвящение, младенца Богу. Божественный Законодатель исполнил закон Моисеев о первенцах. Тот, Которому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам прежде посвящен Богу и искуплен.

Младенец Господь принесен был во храм иерусалимский Богоматерью и Иосифом в день, который есть 40-й по рождении Спасителя. По закону Моисееву, жене, родившей младенца мужского пола, воспрещено было входить во храм в продолжение 40-ка дней: это были дни очищения. По окончании этого срока мать новорожденного приходила в храм Божий для принесения жертвы Богу. В жертву приносили агнца и горлицу — или двух горлиц, если не в состоянии были дать агнца. Хотя Мария, сделавшись Матерью Господа, освятилась рождением Его и, не переставая быть Девою, не имела нужды в очищении по закону общему, яко нескверная, неблазная, нетленная и пречистая Дева, но по глубокому смирению подчинилась предписанию закона.

Тогда жил в Иерусалиме праведный и благочестивый старец Симеон: и Дух был Свят в нем. Ему обещано было, что он не умрет, не увидев Христа. По внушению Духа Божия Симеон пришел в то время, когда родители принесли младенца Иисуса, чтобы поставить Его пред Господом; он принял Богомладенца на руки, почему и называется Богоприимец; благословил Его и изрек пророчественную песнь о Спасителе. Жизнь праведника, по воле Божией, как говорит предание, продлилась долее обыкновенного, дабы он, узрев Младенца — Спасителя Мира, миром отошел от жизни настоящей.

Празднованием Сретения Господня Церковь исповедует и утверждает ту непреложную истину, что Христос явился мирови не мнением, ни привидением, но истиною. И, следовательно, обличает тех древних лжеучителей, которые отвергали в Иисусе Христе естество человеческое, считая его недостойным Бога и не истинным. Примером Иисуса Христа, посвященного Богу, яко первенца, Церковь внушает, что и мы, купленные ценою крови Христа, уже не свои; от рождения своего должны мы быть посвящены родителями Богу, дабы после этого и нам, по подражанию Младенцу Христу, возрастать и укрепляться духом, исполняясь премудростию и благодатию Божиею.

Народ подметил, что Сретение — это время, когда весна с зимою встречаются. Поэтому и описание праздника в «Месяцеслове» начинается так: «2-й день февраля — Сретение Господне. По замечанию нашего народа, праздник Сретения служит границей между зимой и весной, отчего и самое название праздника Сретения в простонародье объясняют встречею зимы с весной: «На Сретение зима с летом встретилась, В Сретение Солнце на лето, зима на мороз поворотила».

В северо-западной Руси праздник этот известен под названием «Громниц», так как здесь существует обычай носить в этот день в церковь для освящения свечи, которые называются громницами. Этот обряд в римской церкви получил свое начало при папе римском Сергии и установлен, как полагают некоторые, для противодействия языческому празднеству, которое, под именем Фебруалий, совершалось около первых чисел февраля в честь Фебра, Прозерпины и других языческих богов и сопровождалось возжением факелов.

Вводя в христианскую церковь освящение свечей вместо языческих факелов, римляне старались придать им особенное значение в глазах народа и назвали их громницами. Иезуит Ленцкий в своем Катехизисе, изданном Виленской Академией в 1768 году, говорит, «что эти свечи громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми, по допущению Божию, чародеями или волшебницами; и потому верные во время грозы зажигают эти свечи, дабы испытать плоды молитвы; дают также умирающим в руки громницу для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы» и пр.

На праздник Сретения Господня освящают в церквах воду. Освященная сретенская вода считается лечебным средством против разного рода болезней. Можно думать, что началом этого обычая послужило известное в древне христианской церкви обыкновение освящать воду в начале каждого месяца. В древние времена оно служило противодействием суеверным обрядам иудейским, которыми сопровождались празднования новомееяпа. По замечанию апостольских постановлений, вода эта считается охранительной от многих болезней и оказывает благодатное действие на верующих.

Наконец, в селах и деревнях, по состоянию погоды, в праздник Сретения судят о наступающем лете, особенно его погоде, урожае: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна»; «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних»; «На Сретение снежок — весной дожжок»; «На Сретение капель — урожай пшеницы». От имени праздника Сретения в простонародье называются последние зимние морозы и первые весенние оттепели Сретенскими».

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История России и отмечена метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавить в закладки ссылку.

Добавить комментарий