Поверья про дом

Дом для человека — одна из важнейших жизненных ценностей. В нем появляются на свет, живут и умирают. Поэтому с домом и всем, что его олицетворяет (печь, стол, угол и т.д.), связано очень много примет, поверий и суеверий. Одни из них выполняют охранительную, предупредительную функцию: говорят о том, чего не надо делать, чего следует остерегаться; другие — запрещают что-либо под страхом смерти; третьи — рекомендательные: сделай так, и все будет хорошо.

Поскольку “без дома и человек — сирота”, то придумано немало суеверий, ни на чем, казалось бы, не основанных. Но это тот самый случай, когда лучше перестраховаться, чем проявить неосторожность. Народ постарался зафиксировать каждую мелочь — от неожиданного стука до воя в печной трубе, от способов хранения веника до времени выметания мусора. Нередко за уже непонятными нам, не расшифрованными поверьями кроются дельные бытовые советы, прислушиваясь к которым действительно можно оградить свое жилище от опасностей (разрушения, пожара, ограбления и т.д.).

Первым в новый дом входит старый человек.

Поверье в первую очередь отражает уважение к старшим. Но есть в нем и мистический смысл. Связан он с тем, что начало нового дела, нового этапа жизни требует жертвы. Роль жертвы и брал на себя старый человек, поскольку считалось, что тот, кто первым переступит порог нового дома или переночует в нем, первым и умрет.

Первой в новый дом впускают кошку.

В сущности, этот обычай основан на том же, что и предыдущий. Но к нему добавляется еще одно толкование: кошка способна найти в жилище самое здоровое, уютное место. В дом входят после того, как кошка уляжется на этом месте. Обычно там ставят кровать для молодых, а после рождения ребенка — колыбель.

На первую ночь в новом доме надо петуха запереть.

Ясно, что причина этого поверья в том же, что и предыдущих. Главное — принести жертву, и желательно, чтобы она была как можно менее “кровавой”, не человеческой. Кроме того, петуху в славянской мифологии приписывалась способность разгонять нечистую силу (три раза петух прокукарекал, возвещая о рассвете, — и черти разбежались). Впускают в дом петуха и по той причине, что он считался одним из символов плодородия. Следовательно, его пребывание в новой избе обеспечивало новоселам появление детей и богатство.

На Федору не выноси из избы сору.

В каждой избе есть “дедушка”, “хозяин” — Домовой. Живет он, где сам захочет, — за печкой, или в чулане, или под порогом. Любимый его предмет в доме — веник. В Федорин день Домовой из-под веника не выходит, поэтому хозяйке надо быть осторожной, чтобы с мусором не выкинуть и “дедушку”, не то он обидится и пакостить начнет.

Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси.

Это поверье, как и предыдущее, связано с тем, что под веником может жить Домовой. Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в силу его мистической двоякости. С одной стороны, веник и метла — излюбленные орудия ведьм, которые на них и летают, и росу ими стряхивают, и порчу наводят, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог — и готово!). С другой стороны, поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывают. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых — чтобы перенести Домового; во-вторых — чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей.

Не свисти в доме — денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет.

К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист — забава бездельников. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Но ближе всего в данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть — на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя.

Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя — все равно что вымывать, выметать его из дому.

Поверье, суть которого — в мистическом восприятии человека и “следов от него”. Человек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то время, еще осталась, как остается и некий “духовный след” от пищи на посуде, из которой только что ели. Не надо уничтожать эти мистические следы немедленно (если, конечно, речь не идет о “следах” врага).

Забыть какую-либо вещь в чужом доме — к скорому возвращению туда.

Думается, тут и без всякой мистики ясно: если уж что-то забыл, то волей-неволей придется возвращаться. А поскольку при себе обычно носят необходимые на каждый день вещи (в наше время — телефон, зонтик и т.д.), то логично, что возвращаться надо будет поскорее.

Выпал кирпич из печи — добра не жди.

Это связано с отношением к печи как к одному из самых главных символов дома (не говоря уж о бытовой опасности такого повреждения). Печь в сознании народа — это не только тепло и горячая еда, но и место, через которое дом связан с внешним миром (сюжеты о ведьмах, вылетающих из печной трубы). Раньше на печи еще и спали, поэтому сновидения и образ печи тоже совмещались. Выпавший кирпич нарушает целостность печи как границы между домом и открытым миром. Через образовавшуюся дыру в дом может попасть нечистая сила, душа умершего, болезнь, насланная порча и т.д. Некоторые поверья связывают выпавший кирпич с проникновением в дом мифического огненного змия. Думается, в этом сокрыт и бытовой смысл, поскольку речь идет об увеличивающейся возможности пожара.

Здороваться и прощаться на пороге — к ссоре.

Смысл этого поверья восходит к особой роли порога в доме (как и печи) — мистической границы между внешним миром и жилищем. Но и бытовой смысл достаточно ясен: нельзя начинать приветствия, еще не пригласив человека войти, или продолжать разговор, когда гость уже уходит. То есть речь идет о правилах приличия, вежливости.

Веник должен стоять в углу ручкой вниз: это спасает от злого глаза.

Веник воспринимается не только как предмет для уборки в доме, но и как один из немаловажных мистических символов. Мусор связывали с неприкаянными душами умерших, а веник ведь в постоянном соприкосновении с мусором. Веник — и одно из пристанищ Домового. В то же время на венике (на метле) летают ведьмы, нечистая сила заметает им свои следы, посредством оставленного где-нибудь нерадивой хозяйкой веника можно навести порчу, наслать болезнь. Исходя из всего этого и отношение к венику двойственное. Ставить его ручкой вниз — значит, использовать его защитную функцию, а именно — призывать на помощь Домового и показывать врагам дома, что вы готовы их вымести. В сущности же, бережливые хозяйки всегда держат веник ручкой книзу по той простой причине, что так он дольше служит. И, наконец, ручкой вниз можно поставить только чистый веник, на что подспудно и наталкивает этот обычай.

Хранить разбитую посуду — к несчастью.

Разбитая посуда символизирует ущербность, не целостность (можно вспомнить обычай бить посуду на свадьбе, связанный с тем, что невеста расстается с девственностью). Следовательно, хранение разбитой посуды в доме может привести к разладу, несогласию. С бытовой же точки зрения разбитая посуда попросту опасна: можно пораниться. И потому лучше не провоцировать несчастье, склеивая черепки, а избавиться от них. Не зря сохранилось старинное поверье: “Посуда бьется — к счастью”. Все уж забыли, что это имеет отношение к невесте, и повторяют, просто чтобы не омрачать себе настроение из-за разбитой чашки.

Двери начали скрипеть — к несчастью.

Это поверье может быть объяснено так же, как и поверья о печи или пороге. Дверь — не только реальная защита от посторонних, но и символическое препятствие для нечистой силы. Естественно, что ее скрип воспринимается как своего рода предупреждение. Реально же скрип двери нагнетает обстановку больше, чем любое его мистическое толкование. И чем дольше дверь будет оставаться не смазанной, тем больше вероятность взаимных претензий и возможной ссоры, что и есть одно из проявлений “несчастья”.

Не сиди на пороге — заболеешь.

В бытовом смысле: сидя на пороге, человек держит дверь открытой и оказывается на сквозняке. К тому же порог расположен близко к земле, к сырости, что также провоцирует заболевание.

При переезде в новый дом не оставляй в старом мусора: по нему могут порчу навести.

Очень дельный совет, скажем мы, особенно если представим те слова и мысли новых хозяев, которые будут адресованы неряхам. А слово, как известно, обладает и физической силой. Порой предлагается старый мусор в новый дом переносить, а уж там выбрасывать. Думается, это излишнее усердие; лучше употребить такое усердие на уборку — тогда и порчу не по чему будет наводить.

Вечером мусор не выбрасывай: могут обворовать.

Действительно, человек, выходящий из дому ближе к ночи, рискует быть обворованным чаще, чем тот, кто выходит днем. К тому же, выходя из дому вечером, чтобы выбросить мусор, мы нередко оставляем квартиру открытой, что провоцирует воров. Мистический смысл поверья связан с опасностью лишаться чего-то, отнимать от себя что-то после захода Солнца, когда начинает властвовать нечистая сила. Остался в этом запрете и след верования в то, что мусор — пристанище неприкаянных душ; поэтому негоже избавляться от него на ночь глядя, в темное время суток. По той же причине сохранился кое-где обычай выбрасывать мусор на дорогу, на перекресток. И по той же причине не рекомендуется домашний, комнатный мусор сжигать.

Чтобы уберечь дом от колдунов и злых людей, надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу.

Поверье связано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелателя. При этом не имеет значения, видит он иглу или нет. Главное, чтобы хозяева были спокойны, зная, что злой взгляд обезврежен. Мистическая сила приписывалась и растениям-оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахом (мята), острым вкусом (перец).

Вьехал в новый дом — потолок целый год белить не надо.

В течение года дом дает осадку, потолок деформируется и побелка все равно будет испорчена. Побелив потолок, хозяйка все время будет ходить с веником и подметать.

Не сиди, девица, на подоконнике — замуж не выйдешь.

Одна из запретительных примет, которая должна подействовать, если не действует нормальное объяснение, что негоже девушке сидеть на подоконнике. Во-первых, это опасно; а во-вторых — испокон веков девушка не должна была выставлять себя напоказ. О сидящей на подоконнике девице, которая только и делает, что на улицу пялится, пойдет слава, что у нее только одно на уме: с парнями знакомиться, жениха высматривать.

Не начинай строить дом на старости лет, а то скорей умрешь.

Есть и другой вариант этого поверья: покупать новую одежду на старости лет — к смерти. Многие, к сожалению, верят в это и лишают себя маленьких человеческих радостей. Хотя, если вдуматься, в основе поверья — всего лишь обычный закон: на старости лет не знаешь, достроишь ли ты дом, долго ли тебе носить новую одежду.

В один день двумя вениками не мети: богатство разметешь.

Тут просматривается мистическая связь с Домовым, который в доме один и поэтому не может находиться сразу под двумя вениками. Бытовая же причина кроется в пословице: “Всякая метла по-своему метет”. То есть, подметая разными вениками, хозяйка помимо воли может оставить где-то мусор.

Если в доме подметать веником из полыни, нечистая сила не заведется.

В основе поверья — отношение к полыни как к одному из оберегов. Считается, что резкий запах этой травы отпугивает не только нечистую силу, но и злых людей, а также противостоит порче.

Когда в доме подметаешь, мети не к порогу, а от порога, — не то все богатство выметешь.

Мести к порогу — значит двигаться за пределы своего дома, своего пространства. При этом вместе с мусором можно вымести что-то свое — хорошее, ценное. Даже во дворе после выноса покойника мусор мели по направлению к дому, мотивируя это желанием, чтобы все живые в доме остались.

Загудело в печной трубе — душа покойника мучается.

Считалось: если закрыть печную заслонку, то связь дома с внешним миром прекращается. Значит, душа, которая хотела побывать в доме, осталась в трубе и мучается там, завывает. В таком случае надо помолиться за умерших. Заслонкой закрывали печь, когда кто-нибудь отправлялся в дорогу, — чтобы домашние разговоры о нем не вылетали в трубу и не были услышаны “чужими”.

Передний угол в доме трещит — несдобровать хозяину.

Угол для славян — не только символ собственного дома (свой угол иметь), но и одно из мест обитания Домового. В некоторых местностях считают, что в углу вообще живет нечистая сила (отсюда — окуривание углов дома для изгнания болезни и всякой нечисти).

Под наружный угол дома выливали воду, которой обмывали покойника, сжигали там оставшийся после похорон мусор.

Такое мистическое отношение к углу объясняет и поверья, связанные с ним. Неожиданные звуки — треск, стук, доносящиеся из угла, считались знаком потусторонних сил. Бытовое объяснение поверья — в том, что хозяину надо попросту обратить внимание на состояние углов дома. Если они оседают (именно из-за этого раздается треск), то уж точно несдобровать — не только хозяину, но и всем домочадцам.

Петух головой затряс — быть беде.

Поверье основано на двояком отношении к петуху. С одной стороны, это вещая птица, способная бороться с нечистой силой. С другой стороны, и сам он, постарев, становится представителем дьявольских сил (может даже “снести яйцо”, из которого появляется на свет “маляк”, доводящий потом хозяев до смерти). Головой начинает трясти, как правило, именно старый петух. Поэтому в поверье зафиксирована рекомендация поскорее избавиться от него. То, что старый петух в хозяйстве не нужен, — однозначно. И суеверие — повод расстаться с ним во имя благополучия в доме.

Икона в доме упала — к покойнику.

Причина кроется в отношении к иконе как к покровительнице человеческой души. Тем более что на иконах изображены те, кому человек молится о здоровье и благополучии. Падение запечатленного святого лика воспринимается как потрясение. Подобное поверье связано и с картиной, на которой изображен хозяин дома. В этом случае речь идет об отношении к его “двойнику” (то же — и с разбившимся зеркалом).

Стук в доме без причины — к чьей-либо смерти.

Основание поверья то же, что и в описанном выше случае с треском в углу. Считается, что чья-то душа пришла и предупреждает о скором покойнике в доме.

Вымести сор из дома, где покойник лежит, до его выноса — значит всех живых из дома вымести.

Поскольку в домашнем соре, мусоре сохраняется часть ауры покойного (как и во всех предметах и в самом воздухе жилища), то мусор не надо выметать, пока тело находится в доме. Если это делать раньше, то душа умершего будет неспокойна: часть ее уже выметают, как бы спеша избавиться от нее. Бытовое пояснение кроется в том, что действительно убирать надо после выноса тела, и не на скорую руку, а как следует.

Пословицы и поговорки о доме и жилище

Держись друга старого, а дома — нового.

Купи хоромину житую, а шубу шитую.

Дом домом, а домовой — даром.

Своя хатка — родная матка.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Не красна изба углами — красна пирогами.

Хорош бы дом, да чёрт живет в нем.

Хороши хоромы, да нет охороны.

Всякий дом хозяином держится.

Не дом хозяина красит, а хозяин — дом.

Дома — не в гостях: посидев, не уйдешь.

Добрая жена дом сбережет, а худая рукавом растрясет.

Бегает от дому, будто чёрт от грому.

Домом не управил, так и городом не управишь.

Дома и солома съедома.

Кто умеет домом жить, тот не ходит ворожить.

Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.

Пока под чужой крышей не побываешь, где своя течет, не узнаешь.

В чужом доме побывать — в своем гнилое бревно увидать.

На чужбине и собака тоскует.

Дома сидеть — ничего не высидеть.

Своя ноша не тянет, свой дым глаз не ест.

На что и клад, если в семье лад.

Любовь да совет — так и нужды нет.

Ссора в своей семье — до первого взгляда.

Тот мне и сват, кто мне рад.

Кума не мила — и гостинцы постылы.

Пусть невестка и дура, только бы огонь пораньше дула.

Хорошо тому жить, у кого бабушка ворожит.

У кого есть дед, у того и обед.

Бабушке один только дедушка не внук.

Корми деда на печи: и сам будешь там.

Нет чёрта в доме — прими зятя.

Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике Легенды и мифы. Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.