19/6 Августа
«Хотя ученики Господа Иисуса Христа всем сердцем веровали Его учению, но они не могли уразуметь, как Он, Сын Божий, может пострадать и умереть. Им казалось это невозможным, и они крайне смущались при мысли о Его страданиях. Для укрепления их в этой мысли Господь благоволил показать им Свою Божественную славу. Для этого Господь взошел на высокую галилейскую гору Фавор, в сопровождении трех учеников Своих — Петра, Иакова и Иоанна. На горе при видимом отрешении от земного и при не возмущаемом безмолвии Господь молился Отцу Светов, и во время молитвы слава Божества Его открылась сколько могли вместить ее ученики Его: лицо Господа просияло как Солнце, одежды сделались белы как снег, изображая славу, в которую праведники облекутся по всеобщем воскресении из мертвых; на горе явились во славе свидетели Преображения Господня и из Иного Мира — Моисей и Илия, некогда удостоенные видения Божественной славы Господа — один на Синае, другой на Хориве. Моисей и Илия беседовали с Сыном Божиим об исходе Его, т.е. о кончине Богочеловека на кресте.
Празднованием Преображения Господня Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа и Его добровольные истинные страдания ради нас и нашего спасения. Святой Ефрем Сирин в беседе своей на день Преображения говорит: «Господь возвел апостолов на гору для того, чтобы открыть им, кто Он и Чей Сын, чтобы явить им славу Своего Божества и показать, что Он есть Тот самый Избавитель Израиля, Который обещан был чрез пророков». Исповедуя и возвещая Божество Спасителя, праздник Преображения внушает, что страдания и смерть Сына Божия добровольны и спасительны.
Преображением Своим Господь благоволит некогда предохранить учеников Своих от уныния и возвести к высшему упованию среди бедствий, кои имели постигнуть их в мире. Так Церковь празднованием Преображения Господа в небесную славу, уготованную и всем нам, нравственно утешает и нас во время земного странствия, исполненного лишений и скорбей, внушая, что за кратковременными печалями воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и тело наше. Идущим по пути креста праздник Преображения Господня внушает, что для благодатного преображения нашего из тьмы греха во свет истины и добродетели, открывающей двери Рая, необходимы беспристрастие к прелестям мира и молитва, — ибо Господь для преображения Своего не без причины взошел на высоту, удалявшую Его от мира, и, вознесши тело Свое на гору, отсюда молитвенно и духом вознесся на Небо и преобразился во славу, которая долу была сокровенна».
В «Месяцеслове» об этом празднике говорится:
«6-й день (августа) — Преображение Господне — в народе известно под именем Спаса Второго. Около этого времени поспевают многие огородные овощи и садовые плоды, оканчивается жатва хлеба на полях, производится подрезывание сотов и т.п. Естественно, что наши предки, привыкшие все начинать и оканчивать благословением Божиим, не могли не призывать благословение Божие на то добро, которое ими теперь собиралось. И действительно, из садов и огородов на праздник Преображения Господня приносили в церковь к освящению садовые плоды и огородные овощи, которых (за исключением огурцов) до этого праздника предки наши не употребляли в пищу, считая это грехом, и только со дня Преображения Господня у них на столе являлись все огородные и садовые овощи.
В этот же праздник владельцы полей, являлись в храм с колосьями и семенами нового хлеба, над которыми совершается молитва и окропление святой водой, и эти освященные семена потом сберегались к началу посевов. Кроме того, к празднику Преображения в старину приурочивался особенный обряд засевания полей, который состоял в том, что по просьбе хозяев приходил со святыми иконами на поле священник и окроплял вспаханную землю священной водой, причем обыкновенно один из почетнейших хозяев бросал на освященные места хлебные зерна. Обряд этот, таким образом, служил началом засева.
Нельзя еще не заметить, что в старину в день Преображения Господня было обыкновение наделять собранным с огородов и полей добром бедных и неимущих, и оно соблюдалось так строго, что если кто отказывался исполнить это доброе дело, того наши предки готовы были считать человеком, недостойным братского общения. О таких людях старики говаривали: «А не дай, Боже, иметь с ним дела! забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!» И доселе в праздник Преображения из разного рода овощей после освящения их в церкви народ в некоторых местах делает подаяние нищим и убогим. Так как в это время из садовых овощей приносят в церковь для благословения яблоки, то отсюда и самый праздник Преображения в народе называется Спасом яблочным».
Обычай народа освящать все благословением Божиим, бесспорно, есть один из древнейших обычаев христианства, и для сего обыкновенно избирались праздничные дни, как и более других свободные в сельской жизни, и торжественные. Так, например, в Ветхом Завете, по установлению Божию, приносились в праздник Пятидесятницы к алтарю для освящения начатки овощей. Подобным же образом и в Новозаветной Церкви правилами апостольскими и соборными постановлено приносить их в церковь для освящения в важнейшие праздники. В Греции, как видно из толкования Вальсамона на 3-е апостольское правило, был обычай освящать плоды 6-го и 15-го августа. У нас же праздник Преображения был избран одним из важнейших дней для освящения урожая очевидно потому, что к этому времени обыкновенно большей частью поспевают все эти плоды. Недаром на этот раз есть половица народная: «Пришел Спас — всему час»».