Значение крылатых выражений — На седьмом небе, На сон грядущий, Народ безмолвствует, Нарцисс, Наука побеждать, Начало конца

«На седьмом небе«

Выражение, означающее высшую степень радости, счастья, блаженства, восходит к греческому философу Аристотелю (384—322 до н.э.), который в сочинении «О небе» объясняет устройство небесного свода. Он полагал, что небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер, на которых утверждены звезды и планеты. О семи небесах упоминается в различных местах корана; самый доран был якобы принесен ангелом с седьмого неба.
Пример из литературы:
— Одного твоего слова достаточно, чтобы он почувствовал себя на седьмом небе (А. П. Чехов, «Ниночка»).

«На сон грядущий«

Выражение, употребляемое в значении «на ночь, перед сном», возникло из молитвенников, в которых имеется раздел молитв «на сон грядущим», т.е. читаемых идущими ко сну. Точное употребление этого выражения редко; например, в стихотворении П. А. Вяземского «Эсмеральда»:
Хотелось на сон нам грядущим
На дремлющий Лидо взглянуть.
Обычно же употребляется оно в измененном виде, в форме «на сон грядущий», то есть грядущим назван сон. У Пушкина, в «Капитанской дочке», гл. 8: «Ну, братцы, — сказал Пугачев. — Затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку». Существование этого выражения в измененном виде «упрочено и даже узаконено, несомненно, «Капитанская дочкой».
Пример из литературы:
Оп привык к тому, что проезжие по вечерам на сон грядущий рассказывали всякие истории, и любил это (А. П. Чехов, «Бабы»).

«Наделала синица славы, а моря не зажгла«

Цитата из басни И. А. Крылова «Синица» (1811). Восходит к народной поговорке: «Синица за море летела и море зажигать хотела; синица много нашумела, да не было из шума дела». Употребляется как характеристика хвастовства, больших, но не исполненных обещаний.

«Народ безмолвствует«

Трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1831) заканчивается следующей сценой: боярин Масальский, один из убийц вдовы Бориса Годунова и ее сына, объявляет народу: «Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! (Народ безмолвствует.)» Последняя ремарка, став крылатой фразой, употребляется как характеристика бесправного положения народа в условиях политической реакции.

«Нарцисс«

В греческой мифологии — красивый юноша, сын речного бога Кефиса и нимфы Лейриопы. Однажды Нарцисс, никогда никого не любивший, наклонился над ручьем и, увидев в нем свое лицо, влюбился в самого себя и умер от тоски; тело его обратилось в цветок (Овидий, «Метаморфозы»). Имя его стало нарицательным для человека, любующегося собой, самовлюбленного. М. Е. Салтыков-Щедрин называл нарциссами современных ему либеральных болтунов, влюбленных в собственное красноречие.
Пример из литературы:
— Как же было поручить составление духовной (завещания) такому шалопаю, красавчику Нарциссу? (П. Д. Боборыкин, «Китай-город»).

«Наука побеждать«

Заглавие руководства для боевой подготовки войск, написанного великим русским полководцем А. В. Суворовым; основные положения руководства были выработаны им в 1768 году; окончательную, редакцию оно получило в 1796 году. Заглавие «Наука побеждать» не принадлежит Суворову, оно дано первым издателем руководства- Антоновским (в 1806 году) и освящено традицией (К. Пигарев, Солдат-полководец. Очерки о Суворове, 1944, с. 90, 127). В 1808 году под редакцией того же Антоновского вышла книга «Наука побеждать по правилам Петра Первого». Ставшее крылатым выражение «наука побеждать» употребляется не только когда речь идет о военном деле, но и как образное определение деятельности смелых новаторов, трудовых побед на любом участке культурной жизни, ведущих к новым открытиям и достижениям.

«Начало конца«

Выражение это обычно приписывается французскому дипломату Талейрану (1754—1838), будто бы сказавшему его Наполеону в период «Ста дней». Сам Талейран был удивлен, когда это выражение присвоили ему, но охотно «усыновил» его, как нередко «усыновлял» и другие слова, казавшиеся ему удачными. (Ed. Fournier, L’Esprit dans l’histoire, Paris, 1882, p. 438). В мемуарах, ошибочно приписываемых Фуше (Memoires de Fouche, due d’Otrante, v. II, Paris, 1824, v. II, p. 222), составленных, однако, под свежим впечатлением описываемых событий, выражение это отнесено к более раннему времени. В них рассказывается, что летом 1813 года, после ряда поражений наполеоновской армии, престиж Наполеона во Франции сильно пошатнулся, возобновились интриги роялистов. «В кружках и салонах Парижа шепотом передавали друг другу, что это начало конца». Следует отметить, что уже у Шекспира в комедии «Сон в летнюю ночь» (5,1) актер, произносящий пролог, каламбурно путает члены предложения и вместо «это истинный конец нашего начинания» говорит: «это истинное начало нашего конца». Выражение «начало конца» употребляется, когда становится очевидной начальная фаза развала, упадка, гибели кого или чего-либо.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике Разное и отмечена метками , , , , , , , . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.