История Русской Правды

История Русской Правды

Самым ранним из дошедших до современных историков кодексом правовых норм раннесредневековой Руси считается Русская Правда — памятник законодательства XI — XII вв. Сам термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации — нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников — прежде всего Священного Писания. Существует мнение, что еще до Русской Правды существовал Закон Русский, однако какие из его статей вошли в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными — точных данных нет.

кодекс русская правда

Русская Правда дошла до настоящего времени в списках XV в. и одиннадцати списках XVIII — XIX вв. Впервые её текст был обнаружен В.Н. Татищевым (Татищев Василий Никитич (1686 — 1750) — известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории — «Истории Российской», основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми.) в 1738 году. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды:

— Краткую,
— Пространную
— Сокращённую.

Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20 — 70-е годы XI в.), которую принято делить:

1) на Правду Ярослава Мудрого (Ярослав Владимирович (ок. 978 — 1054) — Ростовский князь (987 — 1010), Новгородский князь (1010 — 1034), великий князь Киевский (1016 — 1018, 1019 -1054). Сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. Изгнал Святополка I Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство (1025), в 1035 г. вновь объединил его. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Именно при Ярославе Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. Установил династические связи со многими странами Европы. При нём составлена Русская Правда.) (1019 — 1054 гг.)
2) Правду Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого — Изяслава, Святослава и Всеволода).
Чтение народу Русской Правды
Первые 17 статей Правды Ярослава Мудрого содержат ещё более ранний пласт — 10 записанных норм «якоже Ярослав судил» — их называют Древнейшей Правдой («Правдой Роськой»). Текст её был составлен не ранее 1016 года. Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лёг в основу всей Правды Ярослава — кодекса норм, которые регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них — постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идёт речь о кровной мести и круговой поруке. Правдой Ярославичей именуются статьи 19-41 в тексте Краткой Правды. Эта часть кодекса была составлена в 70-е годы XI в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями.

К ним относят статьи, разделяемые на Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068 — 1071 годов на Руси, и Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах). Это законодательство существенно дополнило старую Русскую Правду, которая уже не отвечала требованиям развития общества. Право кровной мести уже не упоминалось. Кровную месть заменили штрафы. Новая «Правда» карала за нарушение имущественных прав и личной безопасности жителей. В новом законе была сделана попытка сохранить внутренний порядок в стране, защитить собственность состоятельных людей.

В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка. Пространная Правда — вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана в 20 — 30 годы XII в. Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Самый ранний список был составлен в Новгороде около 1282 года и являл собой собрание византийских и славянских законов. Большая же часть списков Пространной Правды — позднейшие, XV — XVII вв. Общим для всех видов (или изводов) является объединение текста Краткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113 год.

В Пространной Правде представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан правовой статус различных категорий населения. По объёму Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Нормы Пространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период. Некоторые исследователи считают, что Пространная Правда была, памятником новгородского гражданского законодательства, а позже его нормы стали общерусскими.  Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращённая Правда, или третья редакция Русской Правды, возникшая в XV в. Она дошла всего в вух списках XVII в., помещённых в Кормчей (Кормчие книги (от слова «кормчий» — рулевой, греч. Номоканон) — сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде некоторых славянских стран) книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после её присоединения к Московскому княжеству. Другие учёные не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины XII в.

Среди учёных до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности третьей. С начала XIV в. Русская Правда стала терять своё значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала XV в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате её нормами правовой силы. В то же время её текст стали вписывать в летописные своды — она стала историей. Текст Русской Правды (разных редакций) лёг в основу многих юридических источников — Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) XIII в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута XVI в., Судебника Казимира 1468 года и, наконец, общерусского свода норм эпохи Ивана III — Судебника 1497 года.

Материал будет дополняться…

На Главную

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.