Значение крылатых выражений — Нищие духом, Новый свет, Ноев ковчег, Нравы Растеряевой улицы, О святая простота

«Нищие духом«

Выражение из евангелия (Матф., 5, 3), употребляется в значении: смиренные, лишенные гордости, а также: нищие умом, лишенные духовных интересов.
Пример из литературы:
…вы… выдаете за правду ту теорию каплуньего самодовольства, которая может удовлетворять только людей положительно нищих духом (М. Е. Салтыков-Щедрин, «Наша общественная жизнь»).

«Новый свет«

Такое название до 16 века носил открытый Христофором Колумбом новый материк; название «Америка» впервые было дано ему в 1507 году немецким географом Мартином Вальд-зеемюллером. Испанский король Фердинанд V присудил Колумбу в 1493 году гербовый девиз: «Для Кастилии и Леона Новый свет Колумб нашел». Выражение «Новый свет» появилось здесь, повидимому, впервые и приобрело значение названия страны, как пишет об этом итальянский ученый Анджело Мария Бандини в своей книге «Жизнь и письма Америго Веспуччи», изданной в 1745 году — во Флоренции (Btichmann, Geflugelte Worte). Уже с 18 века в американской литературе определилась тенденция противополагать Новый свет — Америку — Старому свету — Европе.

«Ноев ковчег. Ковчег спасения«

Выражения возникли из библейского мифа о всемирном потопе, от которого спасся Ной со своей семьей и животными, так как бог заранее научил его построить ковчег (судно) (Бытие, 6 и 7). Употребляются в значении: помещение, заполненное множеством людей; средство спасения.
Примеры из литературы:
Спрашивали: не ходил ли к нему кто-нибудь? Но никто не мог дать об этом удовлетворительного ответа. Дом большой: мало ли людей ходит в такой ноев ковчег? (Ф. М. Достоевский, «Униженные и оскорбленные»).
Я такого мнения, что Петербург был бы для тебя пристанью и ковчегом спасения (А. С. Пушкин, «Письмо П. В. Нащокину 2 декабря 1832 года).

«Нравы Растеряевой улицы«

Так озаглавлена серия очерков (1866) Г. И. Успенского, в основу которых положены наблюдения автора над жизнью рабочего предместья Тулы. В очерках изображен быт фабричных рабочих, ремесленников, мещан и мелких чиновников. Тяжелая нужда, темнота, пьянство, дикость нравов — характерные черты этого быта. Отсюда выражения «нравы Растеряевой улицы», «растеряевщина», употребляющиеся как характеристика дикости, бескультурья.
Пример из литературы:
Если требование о культуре слова относится ко всей литературе, то тем паче оно должно быть предъявлено писателю, адресующемуся к детской аудитории. Но литератор… заставляет своих юных героев пересыпать речь такими словечками и щеголять такими пословицами, которые более свойственны героям Растеряевой улицы (И. Рябов, «Ивановские сказочники»).

«О мертвых или хорошо, или ничего«

Выражение, часто цитируемое по-латыни: «De mortuis nil nisi bene» или: «De mortuis aut bene aut nihil», по-видимому, восходит к сочинению Диогена Лаэртского (II в. н.э.) «Жизнь, учение и мнения прославленных философов», в котором приведено изречение одного из «семи мудрецов» — Хилона (VI в. до н.э.): «Об умерших не злословить».

«О святая простота

Выражение это приписывается вождю чешского национального движения Яну Гусу (1369—1415). Приговоренный церковным собором, как еретик, к сожжению, он будто бы произнес эти слова на костре, когда увидел, что какая-то старушка (по другой версии — крестьянин) в простодушном религиозном усердии бросила в огонь костра принесенный ею хворост. Однако биографы Гуса, основываясь на сообщениях очевидцев его смерти, отрицают факт произнесения им этой фразы. Церковный писатель Тураний Руфин (ок. 345—410) в своем продолжении «Истории церкви» Евсевия сообщает, что выражение «святая простота» было произнесено на первом Никейском соборе (325 год) одним из богословов. Выражение это часто употребляется по-латыни «О sancta simplicitas!» (Biichmann, Geflugelte Worte.)
Пример из литературы:
Одною из заветных формул того времени была «святая простота». В ней заключалось нечто непререкаемое, и при упоминовении об ней оставалось только преклоняться. Но употребляли ее неразборчиво и нередко смешивали с пошлостью и невежеством… Крестьянство задыхалось под игом рабства, но зато оно было sancta simplicitas, чиновничество погрязало в лихоимстве, но и это было своего рода sancta simplicitas; невежество, мрак, жестокость, произвол господствовали всюду, но и они представляли собой одну из форм sancta simplicitas (М. Е. Салтыков-Щедрин, «Пошехонская старина»).

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике Разное и отмечена метками , , . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.