Значение крылатых выражений — Клочок бумаги, Ключи счастья, Кляча истории, Книга есть жизнь нашего времени, Книга за семью печатями

Значение крылатых выражений — Клочок бумаги, Ключи счастья, Кляча истории, Книга есть жизнь нашего времени, Книга за семью печатями

«Клочок бумаги«

3 августа 1914 года германская армия вторглась в Бельгию, грубо нарушив ее нейтралитет. На другой день Англия предъявила Германии ультимативное требование вывести войска из пределов Бельгии; в случае отказа Англия объявляла войну Германии. Вечером 4 августа английский посол в Германии Эдурд Гошен имел свидание с германским рейхсканцлером Бетман-Гольвегом (1856—1921), от, которого должен был получить ответ на ультиматум. Бетчан-Гольвег на требование Англии ответил отказом. Когда же Тошен напомнил ему о международном договоре, в котором Пруссия наряду с другими державами гарантировала нейтралитет Бельгии, Бетман-Гольвег в раздражении воскликнул: «Итак, из-за клочка бумаги вы намереваетесь воевать с родственной вам нацией?» В ночь с 4 на 5 августа Англия объявила войну Германии, а 8 августа Гашен послал своему правительству подробное донесение о беседе с Бетман-Гольвегом, упомянув и о — клочке бумаги». Это донесение было опубликовано в английской «Синей книге», благодаря чему выражение «клочок бумаги» получило широкую огласку и было подхвачено прессой Антанты и нейтральных стран.
Впоследствии Бетман-Гольвег пытался оправдаться тем, что, свою злополучную, ставшую исторической, фразу он произнес, раздраженный сознанием, что охрана прав Бельгии была лишь благовидным предлогом вступления Англии в войну, «неизбежным последствии которой будет уничтожение мировых ценностей, более значительных, чем нейтралитет Бельгии» (Th. v. Bethmann-Hollweg, Betrach-tungen zurn Welikriege, Berlin, 1919, В. I, S. 179). Трактовка со стороны Германии заключенных ею договоров как «клочков бумаги» вошла в историю.  Выражение «клочок бумаги» имеет до сих пор международное хождение. Кроме того, выражение это применяется и в тех случаях, когда говорят о вообще безответственном отношении человека к принятым им на себя обязательствам, закрепленным в каком-нибудь документе.

«Ключи счастья«

Выражение из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», часть 3, главы 8, «Бабья притча» (1874): Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны У бога самого!
Это четверостишие цитировалось, когда речь шла о бесправном положении женщины в дореволюционной России. После появления романа А. Н. Вербицкой (1861—1927) «Ключи счастья» (1909), выражение «ключи счастья» в применении к вопросам, затронутым в этом романе, стало звучать иронически.

«Кляча истории«

Выражение из первой строфы стихотворения В. В. Маяковского «Левый марш (Матросам)»:
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!
Следует отметить, что в первопечатном тексте этого стихотворения (газ. «Искусство Коммуны», 12 января 1919 года, №6) третья строка читается иначе: «Клячу историю загоним». Слова «клячу историю» повторены и в других прижизненных сборниках стихов Маяковского («Все сочиненное Владимиром Маяковским», П. 1919; «13 лет работы», М. 1922; «Стихи о революции», М. 1923 и др.). Вариант «клячу истории» впервые появился в издании «Для голоса», Берлин, 1923, и повторен в прижизненных сборниках; «Избранное из избранного», М. 1926, и «Школьный Маяковский», М. 1929. Крылатость выражение получило в обоих вариантах.
Пример из литературы:
Владимир Ильич Ленин тем велик, что он отказался от медленного шага той клячи, которую буржуазия называет историей (М. Горький, «Весь мир смотрит на нас»).

«Книга есть жизнь нашего времени«

Афоризм этот, используемый для библиотечных плакатов, принадлежит В. Г. Белинскому, который в рецензии на книгу В. Ф. Одоевского «Детские сказки дедушки Иринея» (1840) писал: «Книга есть жизнь нашего времени. Все в ней нуждаются — и старые, и молодые, и деловые, и ничего не делающие; дети — также».

«Книга за семью печатями«

Выражение, возникшее из библии (Апокалипсис, 5, 1—3), употребляется в значении: что-либо непонятное, скрытое, совершенно недоступное разумению.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.