Значение крылатых выражений — За хвостик тетеньки держаться, За человека страшно, Заблудшая овца, Забытые слова, Завиральные идеи

Значение крылатых выражений — За хвостик тетеньки держаться, За человека страшно, Заблудшая овца, Забытые слова, Завиральные идеи

«За хвостик тетеньки держаться«

Выражение из юмористического стихотворения А. Франка «Хвостик» (80-е годы 19 века). Лев, «зверей владыка», повелел всем зверям собраться в лесу: среди зверей, спешивших на собрание, оказался поросенок; крупные звери его совсем бы затолкали, но он встретил свою тетеньку; кабан расчистил им дорогу, и поросенок пришел одним из первых.
Да он-то как вперед пробрался?
За хвостик тетеньки держался!
Стихотворение «Хвостик» пользовалось в свое время большой популярностью, оно печаталось в различных «чтецах-декламаторах», его декламировали с эстрады, и приведенная цитата из него служила для обозначения протекции «своему человечку».

«За человека страшно«

Выражение из трагедии Шекспира «Гамлет» в переводе Н. Полевого (1837), д. 3, явл. 3, монолог Гамлета: Страшно, За человека страшно мне. У Шекспира этой фразы нет, она принадлежит переводчику. В. Г. Белинский в своей статье о переводе Полевого (1838), процитировав это окончание монолога Гамлета и отметив, что оно принадлежит переводчику, писал: «Но его и сам Шекспир принял бы, забывшись, за свое, так оно идет тут, так оно в духе его…» Крылатости выражения, созданного Полевым, способствовала изумительная игра П. С. Мочалова (1800—1848) в роли Гамлета. Аполлон Григорьев в стихотворении «Искусство и правда», вспоминая игру Мочалова, говорит: …он любил, я верю свято, Офелию побольше брата! Ему мы верили, одним С ним жили чувством, дети века, И было нам — за человека, За человека страшно с ним!
Примеры из литературы:
Я узнал мимоходом, урывками кое-что из жизни побитой женщины и ее товарок; но через эти урывки скользила для меня целая драма — такая драма, в которой за человека страшно (В. Крестовский, «Петербургские трущобы»).
Поговорил с ним о правде и честности… Честность, говорит, можно признавать только одну «абсолютную», которую может иметь и вор и фальшивый монетчик… Дальше я не хотел и речи вести об этом: взаправду «за человека страшно» (Н. С. Лесков. «Смех и горе»).

«Заблудшая овца«

Так говорят о человеке беспутном, сбившемся с правильного пути. Выражение возникло из евангелия (Матф., 18, 12; Лука, 15, 4—6).
Примеры из литературы:
«Авось, думал смотритель (о дочери), — приведу я домой заблудшую овечку мою» (А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»).
Заблудших так приводим мы овец
Со дна трущоб на чистый путь спасенья.
(А. К. Толстой. «Сон Попова»)

«Забытые слова«

Выражение употребляется в значении: забытые святыни, идеалы. В этом значении его впервые употребил М. Е. Салтыков-Щедрин, назвав так начатую им последнюю работу; она была напечатана после смерти его в «Вестнике Европы» (1889, кн. 6). В редакционной статье, сопровождающей публикацию, сообщено, что относительно темы задуманной работы Салтыков в беседах с близкими ему людьми высказывался очень кратко и отрывочно; «не раз по поводу тех или других явлений текущей общественной жизни или прочитанной им статьи в газете он повторял как бы самому себе: «да это теперь забытые, слова, следует их напомнить».
Примеры из литературы:
…и вы тоже ведь заглядываете в храмы ваших святынь лишь для того, чтоб «люди про вас худо не думали». Не сами ли вы называете святыни ваши «забытыми словами» (М. Горький, Литературные заметки по поводу нового рассказа Чехова «В овраге»).
…замечательная критика парламентаризма, данная в 1871-ом году (Марксом), тоже принадлежит теперь, благодаря господству согфгалшовинизма и оппортунизма, к числу «забытых слов» марксизма (В. И. Ленин, «Государство и революция»).

«Завиральные идеи«

Выражение из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), д. 2, явл. 3, слова Фамусова, обращенные к Чацкому: Пожалоста, при нем не спорь ты вкривь и вкось, И завиральные идеи эти брось. Выражение это употреблялось в значении: ложные, вздорные идеи, под которыми разумелось политическое вольнодумство. Грибоедов, повидимому, взял это выражение из живой речи. П. А. Вяземский рассказывает, что поэт И. И. Дмитриев (1760—1837) «клеймил умствования и притязания заносчивой молодежи шуточным прозванием завиральных идей» (Полн. собр. соч. П. А. Вяземского, т. VII, СПБ. 1882, с. 165).
Примеры из литературы:
Дмитрий Павлович имел все те достоинства, которые высшее начальство ищет в человеке нашего века, без тех недостатков, за которые оно гонит его: образование, хорошая фамилия, богатство, агрономия и не только отсутствие «завиральных идей», но и вообще всяких происшествий в жизни (А. И. Герцен, «Былое и думы»).
— Вот что я тебе советую в последний раз: укроти немного свой характер, брось завиральные идеи, глупо ведь, служи, как служат все порядочные люди, то есть гляди на жизнь и на службу практически (А. Н. Островский, «Доходное место»).

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.