Праздник Духов день

“С Духова дня не с одного неба, а даже из-под земли тепло идет”, — замечают в деревнях. “Не верь теплу до Духова дня”. — “Придет Свят-Духов день — будет на дворе, как на печке”. — “И сиверок холоден до Духова дня”. — “Зябка девица-рассада, а и та просит у Бога холодку после Духова дня”. — “Свят-Дух весь белый свет согреет”. — “Доживи до Троицы-Духова-дня, а тепло будет!” — приговаривает дождавшийся лета православный люд. Во многих местностях с этого праздника, по обычаю старины, начинают выбираться на летний ночлег из душной избы в более прохладные сени-клети.

Троица — повсеместный праздник цветов и березок. На Духов день березки красуются как возле хат, так и в хатах. Да и цветы, вместе с травой устилавшие пол церковный во время троицкой Божественной службы, подбираются богомольцами, приносятся домой и тщательно сберегаются под божницею; советуют опытные хозяева пользоваться ими — вперемешку с другим кормом — больную домашнюю животину (коров — в особенности). Набожные старухи сушат и толкут в ступе принесенные от духовской обедни цветы и бережно хранят порошок на случай болезни кого-нибудь в семье. Достаточно, по их словам, вовремя окурить больного благовонным дымом этого порошка из “освященного цвета”, чтобы человек пошел на поправку. Этим же дымом – “духом” знающие всякое слово и всякое зелье берутся изгонять бесов из одержимых (“порченых”, “кликуш”).

В народе с давних пор бытует убеждение, что Духова дня как огня страшится бродящая по земле нечисть. По старинному преданию, на этот праздник — во время Божественной службы — сходит с неба священный огонь, испепеляющий всех злых духов. “И бегут беси огня-духа, — повествует седое народное слово, — и мещут ся злые духи в бездны подземныя. И в бездне настигает их сила сил земных. Слышит вопль бесовский в сей день Господень заря утренняя, и полдень внемлет ему, и вечер — свете-тихий, — такожде до полунощи… Погибают огнем негасимым беси, их же тьма тем… И не токмо силу бесовскую, разит огонь небесный всякую душу грешную, посягающую на Духа Свята дерзновением от лукавствия”.

В старину в Духов день устраивались по селам и даже городам особые, к этому празднику нарочито приуроченные игрища. Еще в 30-х годах 19 столетия соблюдался этот обычай в Чухломском уезде Костромской губернии. Для сбора участников игрища накануне вечером заранее избранная “болынуха” рассылала девчат-послов по всем красным девицам, звала их с матерями и всеми родственницами собираться после обеда на Духов день в заранее определенное место близ села. В урочный час сходились гостейки, званые-прошеные, становились в кружок и запевали песни, для этого игрища положенные. Кроме “большухи”, выбирались всем скопом две девушки, которых и обступали хороводом. Они стояли посередине, по окончании одной игры отдавали всем поклоны и снова становились в кружок, а на их место выбирались две другие.

Очередь при выборе соблюдалась по старшинству лет: младшая пара не должна была выбираться раньше старшей. Песни игрались до вечера; перед стадами (возвращением скота с пастбища) все расходились по дворам, чтобы ночью снова сойтись на том же месте для новых игр-песен хороводных, продолжавшихся до самой полуночи. Все эти песни звучат отголоском свадебных. Вот, например, одна из них, которую и теперь еще можно слышать во многих уголках деревенской России:

Уж ты, улица, улица,
Уж ты, улица широкая,
Трава-мурава шёлковая!
Изукрашена улица
Всё гудками, всё скрипицами,
Молодцами да молодицами,
Душами красными девицами.

Не велика птичка-пташечка
Сине море перелётывала,
Садилася птичка-пташечка
Середи моря на камушек.
Слышит, слышит птичка-пташечка.

Поет, пляшет красна девица,
Идучи она за младого замуж:
— Уж ты, млад муж, взвеселитель мой,
Взвеселил мою головушку,
Всю девичию красотушку!..

Конец этой песни иногда изменяется так:

“Слышит, слышит птичка-пташечка
— Плачет, плачет красна девица,
Идучи она за старого замуж:
— Ах ты стар муж, погубитель мой!
Погубил мою головушку, всю девичию красотушку!”

В белорусских местах девушки и теперь еще “завивают березки” на Духов день, приготовляя столько венков, сколько у каждой “завивающей” близких-дорогих людей на Божьем свете: для родимых отца с матерью, для братьев с сестрами. По этим венкам загадывается о судьбе. В белорусской же округе заневестившиеся красавицы меняются ввечеру с Духова на следующий день “перстеньками с зеленым глазком” — в знак доброго подружества на веки вечные. Есть сёла-деревни, где сохранилось старинное предание о том, что перед восходом Солнца на Духов день Мать-Сыра-Земля открывает все свои тайны. Этого не забывают кладоискатели и — как в иных местах в ночь под Ивана-Купалу (с 23-го на 24-е июня) — ходят “слушать клады”, помолясь пред тем Святому Духу, припадая ухом ко груди земной. С первыми лучами Солнца Красного умолкает вещая речь Земли, могущая сразу навсегда обогатить человека.

Загрузить Adobe Flash Player
Эта запись была опубликована в рубрике История России и отмечена метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.